“КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ” А. С. ГРИБОЕДОВА

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально самобытной русской литературы.

Первые пьесы Грибоедова были вольным переводом с французского (“Молодые супруги”, “Притворная неверность”), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма. Он выступает против романтика Жуковского, но опирается на лучшие достижения русской литературы.

Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 году он закончил работу над комедией “Горе от ума”. Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила произведение в печать. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику произведению дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии – “характеры и резкая картина нравов”. До Грибоедова только комедия “Недоросль” Фонвизина имела такой успех. “Горе от ума” было использовано декабристами для пропаганды политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии – столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Появление “Горе от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека (служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина – волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”). Сочувствие закрепощенным народным массам – основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Новаторство писателя в том, что он не только великолепно знал действительность, но и своеобразно применил новый реалистический метод изображения: все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены главной идее – борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь XIX века. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Чацкий с горечью восклицает: “Молчалины блаженствуют на свете!”.

А в наши дни? К сожалению, Молчалины всегда процветали, а от Чацких старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису. Слишком много было покорных, живущих по принципу: “Не должно сметь свое суждение иметь”,

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает “Горе от ума”. Типизируя образ, Грибоедов каждый персонаж комедии наделяет индивидуальными чертами и свойствами.

Комедия до сих пор актуальна, потому что Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы своего века, но и характеры, которые есть во все времена. И сейчас можно встретить грубого солдафона, грибоедовского Скалозуба, в любом учреждении – “всесильного дядюшку”, Фамусова, покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин, назвав Грибоедова “комическим гением”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
“КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ” А. С. ГРИБОЕДОВА