Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” как социально-политическая драма

Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания людей.

Это произведение широко и реалистически отразило жизнь Москвы двадцатых годов XIX века, а также движение передовой общественной мысли в России, когда на борьбу со старым миром вышли дворянские революционеры

– декабристы.

В образе Чацкого автор показывает читателю “нового человека”, воодушевленного возвышенными идеями, способного поднять бунт против существующего строя во имя свободы, гуманности, ума и культуры.

И. А. Гончаров, написавший глубокую статью о “Горе от ума”, говорил, что “Чацкий начинает новый век – ив этом все его значение и весь ум”. Вне такого понимания невозможно оценить и правильно осмыслить образ героя. Чацкий, выразитель прогрессивных идей, а также истинный патриот, говорил: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!”

Создав образ нового героя, А. С. Грибоедов показан, что ум – могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским обществом. Уже в самом названии комедии лежит ключ к ее пониманию. Произведение писателя говорит о горе человека, и горе это происходит из-за ума.

Эта проблема в грибоедовское время была актуальна, так как слова “умный”, “умник” употреблялись как синоним понятия “вольнодумный”.

Именно такой ум в фамусовском мире расценивался как безумие, сумасшествие. На этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”.

“Век нынешний” – это главный герой произведения, резко обличающий московское барство, восстающий против невежества; “век минувший” – это ненавидящие просвещение представители фамусовского общества, которые заявляли, что “ученье – вот чума”, “уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь”. Чацкий выступает против бюрократизма, служения лицам, а не делу . Его возмущают принципы Фамусова: “подписано – так с плеч долой”, “ну как не порадеть родному человечку”. Главный герой, беззаветно любя свою родину, народ, выступает за бережное отношение к русскому языку, “чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”. Чацкий красноречив, человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. Особенно ярко показывает А. С. Грибоедов эти качества, противопоставляя главному герою лицемерного подхалима Молчалина.

Это подлый человек, исправно выполняющий завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Молчалин – “низкопоклонник и делец”, как характеризует его Чацкий, чьи смелые речи всколыхнули спокойствие фамусовского общества, вызвали негодование и резкий отпор. Старый мир сопротивляется, борется с героем, используя клевету. Дружно подхватили они слух, пущенный Софьей о сумасшествии Александра Андреевича.

Фамусовский мир еще силен и многочисленен. И оскорбленный Чацкий бежит из дома Павла Афанасьевича, бежит из Москвы. Но читатель убежден в моральной победе героя над старым миром.

И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” так определил значение грибоедовского героя: “он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: один в поле не воин. Нет, воин, если он Чацкий и притом победитель”.

А. С. Грибоедов оставил неизгладимый след в истории русской культуры. В комедии “Горе от ума” он выдвинул главную общественную и идеалистическую проблему своего переломного времени – проблему непримиримой враждызащитников старого строя и представителей нового мировоззрения, новой свободной жизни. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, но, наоборот, приобретает все большую остроту, отражая общественно-исторические противоречия буржуазной эпохи.

Великая комедия и в наше время остается свежей и актуальной. И нынешнему читателю очень дорог патриотизм и глубокая вера в Россию А. С. Грибоедова – замечательного национального и народного писателя.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” как социально-политическая драма