Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Знаменитая комедия АС. Грибоедова “Горе от ума” создавалась в первой четверти XIX

столетия.

Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса

самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской

революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма,

с его пристрастием к “высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких

представителей и родоначальников критического реализма и стал А. С. Грибоедов.

В его комедии “Горе от ума”, удачно

сочетающей завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологичность и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение. Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным

для литературы того времени.

В соответствии с традициями классицизма, Грибоедов выдерживает три единства в

комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно

новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее –

сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным

чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.

Традиционен и любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе. Легкомыслие и непостоянство Софьи – невесты Чацкого, не несет здесь главной

идеологической нагрузки: любовный конфликтсуществует в комедии в тесной связи с

конфликтом социально-политическим. Это столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках “древней старины”. Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизма. По-новаторски показывая

воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных

обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает

нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между

положительным и отрицательным героем, а представлена в виде злободневного

конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции йе

находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.

Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в “открытом” (финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев, автор переносит внимание читателя на социально-политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

“Горе от ума представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в

изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье “Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении “…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров”.

Так Гончарову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.

По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них – это не воплощение какого-либо человеческого

порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями

человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов А. С. удачно использует другие

достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей “говорящие” фамилии, указывая тем самым на определенныеотличительные качества своих героев.

Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии – это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны

естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой

насыщенности. “Половина – должны войти в пословицу” – это пророчество

Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые

выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

По богатству своего содержания ихудожественности форм “Горе от ума” явилось комедией замечательной иисключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога.

Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”