Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее по тем временам заглавие. На первый взгляд высказывание “горе от ума” – это парадокс, что сразу же и настораживает читателя, как бы подталкивает его к мысли о том, что за приевшимся словом “комедия” должно скрываться нечто большее, чем пьеска в духе Бомарше или Мольера, нечто свежее, ни на что не похожее, новаторское.
Я думаю, заглавие играет немалую роль и в осмыслении произведения, в понимании его конфликта. В названии комедии
Поэтому в отличие от комедий классицизма, где есть только противостояние ума и глупости, в “Горе от ума” Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения философа, размышляя о будущем России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья.
Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен. В обществе закоснелых крепостников-Фамусовых ума боятся, как чумы. В таком обществе Чацкий не только не понят, но и осмеян, объявлен сумасшедшим.
И все-таки главный герой у Грибоедова – не идеальный герой. Чацкий смешон из-за некой оторванности от живой жизни, Репетилов же – это его снижающий двойник.
Главный герой Чацкий в идейном плане не согласен в “высшим светом”, но не боится высказать свое мнение, пренебрегая общественным. Он открыто обличает нравственное убожество крепостников, их поклонение богатству, всему иностранному. Неглупая же Софья Фамусова уже подверглась влиянию общества, к которому принадлежит.
Софья по-своему несчастна. Ее судьба заранее определена отцом.
В среде московского барства все панически боятся и сторонятся передовых людей:
Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.
Эта фраза Фамусова показывает, что Чацкий не одинок. Но несмотря на свои симпатии к Чацкому, Грибоедов допускает в финале поражение умного героя, как бы предопределяя этим поражение декабристов. Показывая, что как в комедии Фамусовы повержены морально, но не физически, так и в России на тот момент еще невозможно победить реакционное большинство одними словами.
Само название произведения “Горе от ума”, которое содержит даже какую-то нотку трагизма, и слово “комедия” создают у меня ощущение некоторого несоответствия. По-моему, этот диссонанс очень метко выражает суть общественных отношений в преддекабристской России, когда застойное состояние крепостников настолько становится нелепым, что вызывает уже не только гневную критику, но и смех, который чем-то напоминает гоголевский “смех сквозь слезы”. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили начало всей последующей литературе.
Что скрывается за названием комедии “Горе от ума” Александра Грибоедова