Конфликт двух эпох в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”

Победив в войне 1812 года, Россия показала силу и мощь русского народа, самоотверженно защитившего Отечество. Но русский народ-победитель, разбив полчища Наполеона, оказался вновь под гнетом крепостничества. Передовое русское офицерство было возмущено этим угнетенным положением народа и поднялось на борьбу за облегчение его участи.

В дворянском лагере образуется раскол, атмосферу которого воспроизвел в комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов.

Две эпохи столкнулись в доме Фамусова: “век нынешний и век минувший”. Грибоедов рассказывает

нам, как старое русское дворянство живет по своим, давно устоявшимся законам. Заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, о том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить” в первую очередь занимают умы представителей этого дворянства.

Самым ярким представителем старой барской Москвы является Павел Афанасьевич Фамусов, занимающий высокий пост. На то, что это “человек известный”, указывает фамилия. Фамусов – управляющий в казенном доме, но к службе относится формально.

Служит же он для того, чтобы “чины добыть”, ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, но, “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы.

Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов поучает молодежь: “Учились бы, на старших глядя”. Сам же Фамусов, достигнув “степеней известных”, службой практически не занимается, он только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их. Больше всего он боится скопления бумаг, поэтому и заявляет:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Проблема взаимопонимания “века нынешнего” и “века минувшего” была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии “Горе от ума”, актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии – конфликт между “одним здравомыслящим человеком” и “консервативным большинством”. Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между “веком нынешним” и “веком минувшим”. “Век минувший” в комедии представлен рядом ярких типов.

Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, их множество.

Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, – радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне.

Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Собрать все книги бы да сжечь!” – восклицает он.

Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку вперить ум, алчущий познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей, то Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый… – прах и суета”.

Стремление Чацкого сводятся к служению Отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего угождать

“всем людям без изъятья”:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова – подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически, то Чацкий говорит:

“Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

Смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа”.

Но Софья отдает предпочтение скромному, безродному Молчалину. Молчалин не родственник Фамусову, но оказался у него на службе потому, что обладает теми достоинствами, которые особенно почитаются в фамусовском обществе. К числу своих достоинств Молчалин относит “умеренность и аккуратность”, умение промолчать, когда тебя бранят. Он мастер в искусстве поднять платок, вовремя погладить моську влиятельной старухи.

За все это Молчалин уже имеет три награжденья и чин асессора. Он четко выполняет наказ отца: “Угождать всем людям без изъятия”. Естественно, тем, кто выше по положению.

Гости, съехавшиеся в дом Фамусова на бал, представляют собой групповой портрет этого общества. Здесь, на балу, раскрываются все те принципы, по которым живет барская Москва.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий – человек “века нынешнего”. В гостиной Фамусова Чацкий кажется человеком из другого мира. Образованный, умный, Чацкий не принимает законов жизни старой Москвы.

На поучительный рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает презрительной репликой, характеризующей век Екатерины как “век покорности и страха”. У него свое представление о служении Отечеству, а прислуживаться он не может и не хочет. Прогресс общества Чацкий связывает с расцветом личности, с развитием наук и просвещения, что не только чуждо фамусовскому обществу, но и пугает его.

Именно в просвещении барская Москва видит причину того, что много “безумных развелось людей, и дел, и мнений”.

Чацкий, от лица прогрессивной России, обличает основу российской государственности – крепостное право и выступает против самого страшного проявления крепостничества – торговли людьми. С возмущением он рассказывает о том, как один помещик распродал за долги крепостной балет, а другой обменял своих верных слуг на борзых собак. Гнев Чацкого вызывает также низкопоклонство дворян перед культурой европейских стран. Двери дворянских домов раскрыты перед иностранными гостями, с восторгом принимаемыми в России.

Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь “ни звука русского, ни русского лица”. Чацкий считает, что преклонению перед иностранным способствует вся система воспитания в дворянских семьях, куда приглашают иностранцев-гувернеров “числом поболее, ценою подешевле”, которые воспитывают подрастающее поколение в сознании, “что нам без немцев нет спасенья”. До такой степени в дворянских семьях все на иностранный лад, что даже речь московского барства представляет собой нелепое “смешенье языков французского с нижегородским”.

И Чацкий от имени молодого поколения выступает за возрождение национального лица России, “чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”.

Так как Чацкий не один отвергает все нормы морали фамусовской Москвы, то он вызывает гнев этого общества. И таких людей становится все больше и больше. К ним относится брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, хотя ему полагалось повышение по службе. Таков князь Федор – племянник княгини Тугоуховской – химик, ботаник, “чинов не хочет знать”. С ужасом говорят гости Фамусова об открытии в Петербурге целого педагогического института, в котором студенты и профессора упражняются в вольнодумстве.

Чацкого изгоняют из фамусовского общества, но, по замечанию Гончарова, “Чацкий сломлен количеством старой силы”, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”. Сам писатель характеризует смысл произведения так: “Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь ум”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Конфликт двух эпох в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”