XX век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом XX века был Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.
В юности Маяковский был связан с футуристами (от немецкого слова “футурум” – будущее), но пошел
Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству, и Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Если многие современники не понимали поэта, считая его “временным”, “сиюминутным” глашатаем революции, то сам Маяковский утверждал обратное. “Мой стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима”, – писал поэт в поэме “Во весь голос”.
Поэт смог точно предопределить значение своего творчества для русского народа. Вопрос о роли и месте искусства издавна волновал Маяковского. В стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, о ее месте в жизни общества, о ее гражданственности, “о месте поэта в рабочем строю”. Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и прозрениях, что по силе идеи, выраженной в его стихах, поставить рядом с ним было практически некого.
Многие поэты, не приняв революции, покинули страну, творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходивших событий. Маяковский пишет о тяжелом труде поэта: “Поэзия – та же добыча радия, в грамм – добыча, в год – труды: изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды”.
Наш современник Е. Евтушенко сказал точные слова о том, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Он хотел быть понятым народом. Несмотря на травлю, он оставался верен себе, не поменял своих убеждений, будучи уверенным, что потомки его поймут. В поэме “Во весь голос”, которую поэт успел закончить, он писал: “Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так как песенно-есенинский провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств”. Сразу после похорон В. Маяковского Марина Цветаева писала, что Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского. Поэма “Во весь голос” – это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. В пору работы над поэмой Маяковский готовил выставку “20 лет работы” – своеобразный отчет перед читателями. Поэма “Во весь голос” как бы подвела итог, обобщивший творческий опыт поэта и его размышления о поэзии.
В то время шла острая борьба различных литературных группировок. Поэты “чистого искусства” утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, Маяковского они назвали “мелкобуржуазным попутчиком”. В поэме “Во весь голос” ощущаются отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. Маяковский считал, что поэзия должна служить насущным проблемам дня. Отказываясь строчить нежные
Романсы, поэт приравнивал свое перо к оружию, так как в этом была необходимость, он “себя смирял, становясь на горло собственной песне”.
Маяковский удивительно тонко чувствовал время. Н. Бухарин заявлял, что “надоело ему читать “агитки” Маяковского” и ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд – сравнивать таких разных, таких великих и даже гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: “Толстой в литературе есть, а Чехова нет”. Каждый поэт нес свое миропонимание, свое искусство.
Трагизм положения Маяковского усугублялся – его не понимали как поэта, что и привело к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, результат организованной травли поэта, но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не завершены были творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю.
Злопыхатели даже рифму поэта, его манеру выделять на строке каждое слово превращали в “свидетельство меркантильности”. Маяковский гневно отвечает врагам: “Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме чисто вымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо”.
Да, Маяковский был партийным поэтом, он и не отрицал этого. Он искренне верил в коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал в поэме “Во весь голос”, четко дают представление об его идейной направленности: “Явившись в ЦеКаКа идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг, я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек”.
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО (вариант 2)