Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Пушкина

Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.

Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых

…хвалят все, питают – лишь журналы;

Катится мимо их фортуны колесо…

Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.

Автор

советует начинающему поэту быть “спокойным”. Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, “хорошие стихи не так легко писать”, но уж если писать, то только хорошие.

“Неподкупный голос” лирического героя слышен в стихотворении 1818 г. “К. Н. Плюсковой”. Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей;

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей…

В стихотворении 1824 г. “Разговор книгопродавца с поэтом” рассудительный книгопродавец замечает:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца. Заключительные строки написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний в мир приземленной действительности.

В этом стихотворении Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.

В стихотворении “Пророк” в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта? пророка. “Шестикрылый серафим” наделяет человека “вещими зеницами”, необыкновенным слухом, жалом “мудрыя змеи”, вместо сердца вдвигает ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом? пророком, для этого нужна воля Бога:

И бога глас ко мне воззвал:

“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей”.

Таким образом, Пушкин в “Пророке” видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”.

Через два года было написано стихотворение “Поэт и толпа”, обличающее отношение светской “черни” к поэту:

Зачем так звучно он поет?..

Как ветер песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Но и поэт также выражает свое отношение к черни:

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Поэт – сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы Господа Бога, но в то же время он – обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и тогда –

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тему взаимоотношения поэта и толпы Пушкин развивает в стихотворении “Эхо” . Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг…

Тебе ж нет отзыва…Таков

И ты, поэт!

Образ поэта, не ценящего “громкие права”, не зависящего “от царя”, “от народа”, дающего отчет “себе лишь самому”, создан Пушкиным в стихотворении 1836 г. “Не дорого ценю я громкие права…”. Счастье для истинного поэта, по мнению автора:

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” , написанное за полгода до смерти.

Пушкин выделил существенное качество своего творчества – служение народу, а также то, “что чувства добрые лирой пробуждал”:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Обращаясь к Музе, он призывает:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Поэт, по мнению Пушкина, на должен ни от кого зависеть, ни перед кем “не клонить гордой головы”, а достойно выполнять свое предназначенье – “глаголом жечь сердца людей”.

Позже Пушкин скажет: “Цель поэзии – поэзия”, и останется верен этому до конца.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Тема поэта и поэзии в творчестве Александра Пушкина