Контрольный текст:
Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. Остался один Гоша. Дежурит у подъезда и ждет кого-то… Вот наконец она появилась.
Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. Верочка. – Привет, – говорит Верочка и поеживается. – Холодно еще… Дай куртку. Гоша накидывает ей на плечи курточку, остается в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками. – Тебе отец из Англии чего-нибудь привез? – Ага.
Вот, смотри, транзистор.
Ну, неудобно… – Тогда становись на голову. Ну?! – Брось, Верк… Не надо… – Сейчас же встань на голову! – Ну, пожалуйста…
Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. – Кто главный? – спрашивает она. – Ну, ты… – Перевернись. И тащи духи. А то заставлю стоять на голове целый день! Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима.
И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетется к себе в квартиру. Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Сережка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой. – Это ракета, – сообщает Сережка внушительно. – В лесу запустим. Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут ее на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. Ей, видите ли, своя прихоть дороже. И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: “На, смотри, если хочется…” Верочка понимает его состояние. И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока.
Лицо у Верочки становится задумчивое. Она склоняет голову набок, прищуривается. Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться . Теперь она не дерется. Есть другие способы. Она нехотя берет голубой флакон. – Так, понятно…
А спички у тебя есть? – Спички?.. Ну, в куртке… посмотри в кармане. – Ага. Теперь поджигай этот хвост! – Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету. – Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – Что это? – Бомба. Пусть бабахнет. – Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – Это… – Кто главный? – Верка, перестань! – Ах, так? – Вера чиркает спичкой и подносит огонек к ракетному хвосту.
Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке… – Верка! Отойди!.. Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой.
И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.
Русский писатель и поэт В. А. Солоухин в одной из своих работ сказал: “Эпитеты – одежда слов”. Это очень точное и емкое высказывание, с которым я полностью согласен, ведь эпитеты, яркие и красочные определения, будто одевают простые и невзрачные слова, делая их выразительнее и доступнее для точного понимания. Подтверждением тому могут стать примеры из предложенного нам текста.
В предложении контрольного текста автор пользуется такими эпитетами, как “загадочное” и “золотыми” . Благодаря этим эпитетам автор достигает особой выразительности в описании внешности героини повествования Верочки и дает читателям возможность наиболее полно представить ее образ и ее характер. А в предложении этого текста использование эпитета “с перекошенным” позволяет понять читателю, насколько сильный страх испытывает Гоша, и насколько сильно он переживает за жизнь девочки в сложившейся опасной ситуации. В данном случае эпитет очень точно и весьма ярко передает психологическое состояние персонажа и его реакцию на происходящее.
На этих примерах можно убедиться в верности высказывания писателя и прийти к выводу, что эпитеты – это действительно своеобразная “одежда” слов, которая позволяет сделать нашу речь более разнообразной, яркой и выразительной.
Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: “Эпитеты – одежда слов”