“Облако в штанах” – это апогей дореволюционного творчества Владимира Маяковского. Начав поэму до Первой мировой войны, Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война, раскрывшая социальные и нравственные проблемы эпохи, открыла глаза поэту на неизбежность революции.
Первый раз поэма вышла в искаженном, урезанном цензурой, виде в сентябре 1915 года. Второе бесцензурное издание поэмы Маяковскому представилась возможность издать после Октябрьской революции. Ее первоначальное название – “Тринадцатый апостол”.
Причиной написания произведения стала любовь к девушке, с которой Маяковский встретился в Одессе. Социально развитая, разделяющая новые веяния, она тем не менее была обескуражена темпераментом молодого Маяковского, его “пожаром сердца”, о котором он сообщает в своей поэме. Однако в поэме содержится больше, чем просто история непонятой любви. В этом произведении соединились основные сюжеты раннего творчества Маяковского.
Любовное направление заставило их по-другому, резче, мощнее, надрывистее… . “Облако в штанах” своего рода “вышагивалось” Маяковским в годы его пребывания в Финляндии, где он, испытывая материальную нужду, поочередно обедал у знакомых, иронично назвав это “семипольной системой”. В поэме воссоздалась главная идейная тема раннего Маяковского – богоборчество, что роднит его с М. Горьким. В глазах обоих писателей мир создан Богом не таким, каким его нужно было создать. Кажется, что Маяковский сам вступает в поединок с Богом. Через интимную тему поэт стирает последнюю трещинку между поэтом и лирическим героем.
Образ Марии получает евангельский смысл. Поэт подчеркивает свой возраст и пишет об отсутствии в своей душе “седого волоса”. Маяковскому свойственно соединять личные переживания героя с переживаниями всей страны.
Сильный голос поэта, выступающего от имени многих, масштаб обобщений, истинность и сила чувства рождают у него высокий стиль, торжественную интонацию. Поэма обращена к угнетенным и обездоленным. Маяковский талантливей своих коллег по перу был проводником богоборческой идеи, разбивающей через собственное противоречие.