Комедия А. С. ГрибоедовА “Горе от ума” открыла новую страничку в русской драматургии. Александр Сергеевич Грибоедов писал некоторые из своих пьес в соавторстве, но, ни одна из них не осталась в памяти читательской аудитории. А вот пьеса “Горе от ума” стала очень популярна.
Как писали современники, слухи о комедии проникли в общество, и Грибоедов “волею и неволею читал ее во многих домах”. Когда же Грибоедов приехал в Петербург, там он уже был широко известен как автор комедии “Горе от ума”. “Грому, шуму, восхищению,
Поэтому, наверное, многие строки стали крылатыми словами и выражениями. Так почему же только это произведение стало настолько популярным, что и спустя время его не только читают, но и перечитывают не раз. Дело здесь не только в обращении к общечеловеческим принципам, что ставятся в центре сюжета, но и в новом подходе к драматическому тексту. Тщательная работа ведет драматурга к открытию новых форм воплощения жизни и действительности на сцене.
Во времена написания комедии еще действовала иерархия жанров. Вспомним, что комедия принадлежала к низшим жанрам. И соответственно она не могла затрагивать “серьезные” темы. Однако все же высокий трагедийный стиль лег в основу грибоедовской комедии.
По мнению Ю. Н. Борисова, комедия через стихотворный строй речи прикасалась к стилю трагедии. Получается, что два новых компонента , которые использует Грибоедов в своем произведении, словно повышают комедию в системе иерархии жанров эпохи классицизма. Ю. Н. Борисов отмечает и другие “изюминки” нового произведения. Различные направления можно обнаружить в комедии “Горе от ума”. Сатира “звучит” в известном монологе Чацкого “А судьи кто?” Ведь нельзя же сказать, что здесь есть хоть доля иронии, злой и насмешливой.
В то же время в произведении встречаются лирические элементы. Их нельзя назвать лирическими отступлениями, так как лирика проявляется в самом повествовании, особенно ярко во “сне” Софии. Новизна комедии проявляется и в открытом финале. Это совершенно не говорит о том, что раньше в драматургии такого не было или не могло быть.
Только грибоедов расставляет в понятии “открытый финал” другие акценты. На это обращает внимание Ю. Н. Борисов и говорит, что конфликт не зависит от воли положительного героя. Положительным героем является Чацкий. Он пытается с помощью слов, действий хотя бы открыть людям глаза на тот мир, в котором они живут. Каких-либо активных действий он не предпринимает, наоборот, он бежит от проблем.
И знаменитая фраза “Карету мне, карету” лишь подтверждает его беспомощность в данном случае. Но критик отмечает, что эта ситуация является ярким показателем того времени. Все нововведения драматурга делают его пьесу очень неоднозначной как по структуре, так и по содержанию.
Возможно, что именно поэтому она становится новой ступенью в развитии комедийного искусства. Сценические мысли и слова драматурга определили границы развития жанра и направили пытливые писательские умы к покорению новых вершин драматургического искусства.
Сочинение на тему: “Новаторство А. С. Грибоедова”