СЕРГЕИ ЕСЕНИН – “ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ”

К черту я снимаю свой костюм английский. Что же1 дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я лъ не дорожу? С. Есенин За Сергеем Есениным прочно укрепи- лась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он был таковым: У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяков- ского или Блока – городской.

Поэт – один из немногих в русской литературе того вре- мени выходец из деревни, и он по

праву вос- принимал себя как лирического представите- ля сельского уклада в многообразии направ- лений современной ему поэзии. Первый сборник есенинских стихов на- зывается “Радуница”. С ним нам открывает- ся возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти “природны” – в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях – вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца – все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отраже- ние у Есенина.

Троицын день и Купалье, де- вичники и солдатские проводы, сельские гу- лянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании тру- дов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есени- на. Мир этот – патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиоз- ный.

Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий “пытать людей в любови” – все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний. Религиоз- ность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней – мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яр- кое, радующее душу зрелище: Пахнет яблоком и мъдом По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Постепенно, в поэзии Есенина образ дерев- ни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза.

Мечты о будущем России у Есенина свя- заны, прежде всего, с патриархальным сель- ским раем. Городской цивилизации он пред- почитает жизнь, “привязанную” к земле, к деревенскому труду, к природе. Индустри- альная Америка вызывает у него чувство ос- трого неприятия. Его мечта – изменить об- лик этой “отколотой” страны: И вспашу я черные щеки Нив твоих новой сохой…

Его Инония – райская страна – видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солн- ца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и де- ревни, причем ему придан поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить це- лый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский – здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, ес- тественный и живой; мир городской – боль- ной, порочный, ущербный, мрачный, жесто- кий, искусственный и мертвый.

Жизнь в го- роде пагубно сказывается на душе героя: Я усталым таким еще не был… Бесконечные пьяные ночи И в разгуле тоска не впервъ! Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным заба- вам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото ов- са подать кобыле”, увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в но- вом для него городском мире.

Его решение остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию “ху- лигана”. И поэтому ему часто хочется вер- нуться в родную деревню: Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет человек. Город враждебен и агрессивен. Он насту- пает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу роди- мой стороны придется ей петь “аллилуйя”.

Наступление города автор сравнивает с без- жалостной охотой, с травлей: Горой, город, ты в схватке железной Окрестил нас как падаль и мразъ. В послереволюционном творчестве Есе- нина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось.

С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон – портреты Ле- нина, кругом – суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не узнает поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, “что здесь… баба родила российского скандального пии- та”. С тоской глядит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое.

Он пи- шет: “Мне теперь по душе иное”. Бедные по- ля, жалкие лачуги, нищета – вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благо- денствия, богатства страны — “каменного и стального” – он отступается от нее. Но нель- зя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан против- ника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости.

Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни. За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом – все тот же “бес- печный парень”, который запросто может взять в руки косу и вывести ею “травяные строчки”; читать их сможет “каждая коро- ва”, и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. У слова “золотой” – несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отноше- ние Есенина к данной теме.

Во-первых, “зо- лотой” – значит, сделанный из золота, то есть драгоценный, дорогой . Во-вторых, “золото” – так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном. В-третьих, золотой – это цвет солнца, источника света и тепла, цвет, из- любленный автора. В его стихах – “солнца луч золотой”, золотые звезды, позолота лис- топада, золото колосьев, “земля моя златая”.

Это слово – одно из самых распространен- ных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним все- гда связано чувство неизбывной любви и све- та. И потому изба у поэта “бревенчатая” и “золотая”. В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно “последний поэт”. Всем своим творчеством он был предан этой теме.

Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не ос- тавляют равнодушным читателя и свиде- тельствуют о том, что всем сердцем, всей ду- шой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

СЕРГЕИ ЕСЕНИН – “ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ”