Биография Есенин Сергей Александрович

Есенин Сергей Александрович – поэт. Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” , который он пытался опубликовать в Рязани.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время

называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине . С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции.

Поэтический мир становится более сложным, многомерным,

значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы. В 1915 году Есенин приезжаете Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя и “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта-самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво . Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню.

А деревня, ограниченная околицей, – это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами. Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные”.

В стихотворении “Не в моего ты бога верила” поэт зовет Русь – “царевну сонную”, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам В стихотворении “Тучи с ожереба..” поэт как будто предсказывает революцию – “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну. Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метаморфизм . Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью.

Книга пропитана фольклорной поэтикой , ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, – “Не бродить, не мять в кустах багряных” , “Запели тесаные дроги” . Но уже отчетливей проступают приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” , “Синее небо, цветная дуга” . Меняется герой есенинской лирики – он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т. д. , “Разбойник” , “Устал я жить в родном краю” . Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Москвы кабацкой” . События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей.

В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” , “Певущий зов” , “Отчарь” , “Октоих” , “Пришествие” , “Преображение” , “Инония” , “Иорданская голубица” . Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” , “Сельский часослов” . В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживании, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична.

Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” . Оно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни, о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т. д. Поэзия Есенина последних, самых трагических лет отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной . “Не жалею, не зову, не плачу…” – одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникнуто лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует “земными” образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века и типично есенинское, народно-человеческое “буйство глаз и половодье чувств”.

Содержание стихотворения и конкретно, и условно одновременно. Рядом с поэтическими деталями земного мира – образ мифологический, символический – образ розового коня. Розовый конь – символ восхода, весны, радости, жизни… Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песнь, благословение всего живого. система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков.

Это и является высшим идеалом поэта. Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня – это “Русь уходящая”. Об этом свидетельствует его поэма “Сороко уст” , сборники стихотворений “Трерядница” , “Исповедь хулигана” , “Стихи скандалиста” , “Москва кабацкая” , “Русь Советская” , “Страна Советская” , “Персидские мотивы” . Поэма “Анна Снегина” стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной . Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство.

И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Биография Есенин Сергей Александрович