Александр Сергеевич Грибоедов создал свою знаменитую комедию “Горе от ума” в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к “высоким жанрам”, к романтизму и реализму.
Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма стал А. С. Грибоедов.
В ней удачно сочетаются завоевания классицизма
В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным.
Грибоедов выдерживает три единства: действия, времени и места в соответствии с традициями классицизма. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее – сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого.
Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличие от романтиков, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.
Любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе, традиционен. Легкомыслие и непостоянство Софьи, невесты Чацкого, не несет здесь главной идеологической нагрузки: любовный конфликт существует в комедии в тесной связи с конфликтом социально-политическим. Это столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках “древней старины”.
Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизма.
Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”. Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя – сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.
Комедия интересна именно тем, что судьба героев – часть большой жизни. Показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительными и отрицательными героями, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.
В “открытом” финале пьесы подчеркивается окончательный разрыв главного героя с этой средой. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев, автор переносит внимание читателя на социально-политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.
В отношении жанра и в изображении героев “Горе от ума” представляет собой синтез традиций и новаторства. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние сатирической комедии и лирико-психологической драмы. В своей статье “Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении “…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров”.
Грибоедову удается раздвинуть границы жанра.
Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая наложила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них – это не просто воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII века.
Он дает своим персонажам “говорящие” фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.
Язык комедии – ее главное и бесспорное достоинство. А. С. Пушкин одним из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. “Половина – должны войти в пословицу” – предсказывал Пушкин. И это пророчество сбылось.
Многие высказывания героев комедии превратились в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.
Грибоедов вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность. По богатству своего содержания и художественности форм “Горе от ума” явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. “Горе от ума” – образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога.
Причины успеха комедии Грибоедова “Горе от ума”