Основное содержание “Слова о полку Игореве” связано с изображением суровых военных событий. В то же время богатство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что “Слово” дает читателю многосторонние знания о самых разнообразных сторонах жизни русичей. Находит свое отражение в поэме и тема рода, семьи.
Ярким свидетельством внимания автора к этой теме можно считать образ Ярославны.
Ярославна – жена князя Игоря, оставшаяся дома ожидать его возвращения из похода. Ее образ возникает в “Слове”
Это горестное обращение женщины к различным силам природы, заклинающее их помочь любимому и спасти его.
Стоя на стене в Путивле, Ярославна вещим сердцем почуяла, какая беда случилась с ее супругом. Она готова “кукушкой перелетной” устремиться к нему, чтобы “омыть раны на его кровавом теле”. Она поочередно обращается к Ветру, Днепру и Солнцу.
Ветру Ярославна шлет упрек: “Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя”. К Днепру обращается с мольбой: “Вороти ко мне милого, чтоб не лить мне горьких слез”. А красное Солнце удостаивается укора за то, что “дружину князя зноем жгучим обожгло… в безводном поле жаждой… стрелкам луки стянуло”.
В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных переложений “Слова о полку Игореве” поэт Аполлон Майков высказал предположение, что в плаче Ярославны можно представить присутствие самого Игоря: “Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на степе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустынную степь – к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…”
Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими веками развития русской истории и литературы. Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: “Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой.
Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в “землю басурманскую”, вызволяла пленных из неволи; она – Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она – старостиха Василиса в памятном 1812 году”. Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”, героинями поэм и стихотворений Николая Алексеевича Некрасова и многими другими образами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе. Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. “Просто ты умела ждать, как никто другой”, – утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова “Жди меня”.
А героине поэмы Анны Андреевны Ахматовой “Реквием” выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десятки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…
Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, забота – вот те черты характера русской женщины, которые отражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором “Слова о полку Игореве”.
Почему образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” вошел в галерею классических образов русской литературы