Среди литературных деятелей начала XX века резко выделялся начинающий поэт Владимир Маяковский. Несомненно, в первых его произведениях нашло отражение время, в которое он жил, – время глубоких социальных перемен, время колоссальных
Общественных противоречий и потрясений. Вполне очевидно то, что стихийные события первой русской революции существенно повлияли на развитие мировоззрения будущего поэта.
Революция для Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового. Он протестует против старой жизни. “Долой вашу
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Очень сильно чувствуется отвращение поэта к идеалам мещанства. “Россия, нельзя ли чего поновее?” – кричит он с возмущением в своем стихотворении “Эй!”, обращаясь к людям, “заплесневевшим в радости”. Он протестует против консервативных устоев буржуа.
Как поэт-новатор выступает Маяковский в ранних произведениях:
Возьми и небо заново вышей,
Новые звезды придумай и выставь,
Чтоб, исступленно царапая крыши,
В небо карабкались души артистов.
Еще одна характерная тема творчества Владимира Владимировича – это обличение ложного патриотизма мещан. По-моему, особенно хорошо поэт показал это в стихотворении “Вам!”:
Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться лучше как,
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало у Петрова поручика?..
В раннем творчестве Маяковский предстает перед читателем как поэт-богоборец. Он иронически снижает образ всемогущего бога. В четвертой части “Облака в штанах” бог – не “вездесущий”, “всесильный божище”, а “недоучка, крохотный божик”, которого можно испугать “сапожным ножиком”. Однако поэма пронизана смутным ощущением высшей силы:
И когда мой голос похабно ухает –
От часа к часу, целые сутки,
Может быть, Иисус Христос
Нюхает моей души незабудки.
В поэме “Облако в штанах” поэт говорит от имени народа, пророчески предсказывая близость революции (“в терновом венце революций грядет шестнадцатый год”). Настоящий поэт “видит идущего через горы времени, которого не видит никто”. Он – предсказатель будущего страны. Маяковский искренне верил в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность перемен и счастья.
В ранних стихах внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и поймет, что за внешним – ранимая, одинокая душа. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе, но на самом деле он одинок, и душа его жаждет любви и понимания.
Стихотворение 1914 года “Послушайте!” – это крик поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям, с надеждой быть услышанным и понятым. Лирический герой отчаянно пытается обратить внимание людей на волнующую его проблему. Звучит интонация доверчивости, поражает масштаб. Поэт глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Это жалоба на человеческое равнодушие. Он говорит о том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством. Одновременно с робостью и неуверенностью слышна надежда на понимание:
Значит это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?
Маяковский подчеркивал ответственность поэта перед обществом, он ощущал себя выразителем чувств и мыслей улицы, поэтому его поэзия отличается высокой идейностью и народностью. И, несмотря на то, что сейчас наша жизнь существенно отличается от жизни начала столетия, а значит, отличаются и наши взгляды на действительность, современный читатель восхищается гениально простыми произведениями поэта. Причиной этому, может быть, является строгая определенность ответов на конкретные вопросы; но я думаю, что поэзия Владимира Маяковского актуальна до сих пор, потому что в его творчестве нашли отражение темы, интересующие человечество на всем протяжении его существования – любовь, дружба и смысл жизни.
ОБРАЗ ПОЭТА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО