Глаголом жги сердца людей
А. С. Пушкин
Проснешься ль ты опять, осмеянный
Пророк?
М. Ю. Лермонтов
Творчество Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции. Основную тему его политической лирики можно определить словами: “Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”.
Свою музу он называет “грозой царей”, “свободы гордою царицей”, которая “гимны смелые внушает”.
Пушкин
Пушкин, одинокий, без связи с друзьями, после событий 14 декабря 1825 года живет в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”, “духовной жаждою томим”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. В стихотворении “Пророк”, написанном в 1826 году, Пушкин создает образ поэта-пророка, призванного служить людям.
Простой смертный в минуту наивысшего вдохновения, забыв все мелкое и суетное, приземленное, превращается в грозного глашатая истины. Поэт только тот, по мнению Пушкина, кто душой и мыслями всегда с народом. Только он может правдиво поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства.
Через мучения, через страдания человек становится пророком. Страстно звучит призыв:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Всем своим творчеством Пушкин доказал право называться пророком, он гордится тем, что его поэзия была свободной и звала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу”. Обращаясь к своей музе, Пушкин призывает ее “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету.
Остро волновала тема назначения поэта как гражданина и М. Ю. Лермонтова, который жил в другое время – время, которое называли “тихим житьем”, “смирным временем”. После разгрома декабрьского восстания, жестокой расправы с его участниками мыслебоязнь глубоко проникла в русское дворянское общество. Лермонтов принадлежал к этому обществу, был тесно связан с ним, но оно не подавило в нем мятежного духа, веры в человека.
В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил в близкую победу светлых идеалов. Светлый тон лирики Пушкина контрастирует с полным трагизма творчеством Лермонтова. Идеальный поэт для Лермонтова – это не одинокий провидец, который вдохновлен божественными видениями, а народный трибун, который своим “простым и гордым” языком “воспламенял бойца для битвы”.
В стихотворении “Поэт” он сравнивает поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь он превратился в “игрушку золотую”, бесславную и безвредную. В современном автору обществе такова судьба поэта.
Трагизм поэтов 30-х годов XIX века в том, что они разобщены, замкнуты в своих личных переживаниях. Лермонтов обращается к темам и образам Пушкина и декабристской поэзии. Тогда, в период революционного подъема
…стих, как Божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, звучал как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Такого поэта Лермонтов не видит среди своих современников, другим стало общество:
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию – презренные рабы.
Но Лермонтов не хочет с этим смириться, он бьет в набат, старается разбудить своих современников. Стихотворение заканчивается призывом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..
Поэт-пророк обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Однако его влечет к людям. Он не покоряется судьбе, дух его не сломлен. Такова неизбежная трагедия поэта-гражданина, для которого “жизнь скучна, когда боренья нет”. Эта же тема звучит и в более раннем стихотворении Лермонтова “Смерть поэта”:
Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!
Слова, написанные на смерть Пушкина, можно в полной мере отнести к судьбе самого Лермонтова, который в гениальном прозрении предсказал и свое будущее.
Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина