Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин. На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою.

А. С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А. С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.

Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт.

Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном, ему обществе. В первом напечатанном стихотворении. “К другу стихотворцу” мы находим такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы, великолепны залы. . . Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон. И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества.

Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. “Мой жребий пал; я лиру избираю”, – пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению “к сильным мира сего”, не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет стихотворение “К Лицинию”. Вспоминая римского сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта: “Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков потомству обнажу”.

Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта – борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он – “эхо русского народа”. Об этом он и говорит в стихотворении “К Плюсковой”: “Я не рожден царей забавить стыдливой лирою моей. . . Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа”. “Свободная гордость”, “скромная, благородная лира”, стремление служить своей поэзией одной лишь свобода, отказвоспевать царей, сознание глубокой связи с народом – все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет.

Он называет это общество презрительно и гневно: “толпа”, “чернь”. Пушкин защищает мысль о свободе поэта от “черни”, т. е. от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от “гордых невежд” и “знатных глупцов”. В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: “Пророк”, “Поэту”, “Поэт”, “Эхо”, в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта – “благородный подвиг”, поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о трагической участи поэта в жизни.

Когда – то эту же тему развивал придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, поэтов раньше держали при “дворе” в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии.

Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти “своим путем”. Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна “парить” над миром, Пушкин – поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма – везде Пушкин смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами.

Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслит

ь – для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: “Поэзия – та же добыча радия, в грамм – добыча, в год – труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды”.

Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: “На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин”. Пушкин выполнил это завещание.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина