Образ грозы в пьесе Островского

Образ грозы в пьесе Островского “Гроза” символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать

и понимать тот или иной образ-символ.

Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.

Образ грозы в драме Островского включает в себя несколько авторских трактовок. Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвертому, периодически прекращаясь, набирает свою силу.

Город Калинов буквально живет ожиданием грозы. Страх жителей перед громом и дождем сравним с языческими страхами перед стихией. Единственный, кто не боится грозы – изобретатель-самоучка Кулигин.

Он один, кто в городе ведет праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического. Кулигин потрясен реакцией на грозу: “ведь не гроза убивает, убивает благодать!”. Мужчина не понимает тот первобытный страх, которому подчиняются все. Дикой и вовсе считает, что грозу посылает Бог, чтобы грешные о нем не забывали.

Это языческое, а не христианское понимание. Катерину, главную героиню пьесы, гроза пугает по другим причинам. Сама по себе Катя спокойная и тихая девушка, поэтому любой всплеск энергии вызывает у нее чувство беспокойства.

С первых явлений пьесы читатель узнает, что Катерина ужасно боится грозы, поэтому всячески стремится как можно раньше спрятаться от нее. Даже замечание Варвары “да что ты боишься: еще далеко гроза-то”, которое можно расценивать как пророческое, не может успокоить девушку. Свой страх Катя объясняет с философской точки зрения : “не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми”.

Так становится понятно, что образ грозы в драме Островского сопряжен с мотивом смерти. Сила стихии достигает своего апогея в четвертом действии – кульминации произведения. Сначала, как и водится перед грозой, было тихо. Горожане гуляли по набережной, общались, любовались пейзажами.

Но как только погода начала портиться, многие укрылись в галерее, на стенах которой можно было различить остатки от рисунка геенны огненной, то есть ада. Вновь в образ грозы добавляется отрицательная символика.

При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся все громче, а страх погрязнуть во лжи все сильнее.

В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живет праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что все то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой.

Катино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Кати. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упреком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик.

Катя не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Ее учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно.

Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.

Роль грозы в пьесе “Гроза” сводится к тому, чтобы расшевелить людей, раструсить пространство. Добролюбов назвал Калинов “темным царством”, царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком. Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи.

В жителях не осталось ничего человеческого. Кулигин, Тихон, Борис и Катя называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов.

К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Кати недостаточно для того, чтобы люди убрали “темное царство” из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идет наперекор устоявшимся правилам.

Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катю, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.

Рассуждения об образе грозы и ее роли в пьесе Островского пригодятся 10 классам при поиске материалов для сочинения на тему “Образ грозы в пьесе Островского “Гроза”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Образ грозы в пьесе Островского