Быт и нравы города Калинова в пьесе “Гроза” Островского

Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если все оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы:

во-первых, из-за небольшого объема реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию.

Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе “Гроза” Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.

Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчеркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в “Грозе” читателям рассказывает Кулигин.

Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе – Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. “Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита” – глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни.

Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород.

Недовольство растет, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии.

Это первобытные, языческие страхи.

Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме “Гроза”. Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстает перед нами грубым и невоспитанным человеком.

От него слышна только ругань: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет” . Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что свое состояние купец нажил нечестным трудом.

Дикой пьет и проклинает всех на чем свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый – разговор Дикого с городничим.

Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя “оправдательное” предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй – небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе – “вот смеху-то было”.

Дикой предстает как кошмар, который развеивается, если над ним посмеяться.

Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет ее ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью.

Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: “Как можно, сударь!

Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”.

Часто появляется мотив “съедения заживо”. За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки.

Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.

Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов темным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображенные в “Грозе” быт и нравы темного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.

Рекомендовано 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему “Быт и нравы города Калинова в пьесе “Гроза”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Быт и нравы города Калинова в пьесе “Гроза” Островского