Роман “Война и мир” – одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта “мысль семейная” наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи
Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет героинь к идеалу частной жизни – к семье.
Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться.
Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит: “Я… всегда была дикарка…
Я люблю быть одна… Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни”.
Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность.
Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений, Марья – в скромном одиночестве.
Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность.
Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим “божьим людям”. Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь.
Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и становятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а внутренняя.
Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, – от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Легкомысленная Наташа не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от “божьих людей”, от своего печального одиночества.
Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: “Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, – я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих”.
Самопожертвование – вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея. Девиз же Наташи – жизнерадостность. Поэтому, когда героини впервые встречаются, они, естественно, не находят общего языка.
Все меняется с приходом войны. Горе, лишения-, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие женщины – повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответственность за свои семьи.
Наташа вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленького осиротевшего племянника.
“Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость”. Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в своих повседневных заботах постепенно возрождаются.
Они осознают не только пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.
Конец романа, где описывается будничная, совершенно прозаическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пьера, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог.
Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходимость для человека обыкновенной семейной жизни, не засоренной светскими предрассудками.
Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве – чувстве любви к мужу и детям.
“Мысль семейная” в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской