Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – первый в русской литературе “аналитический” роман, в центре которого стоит не биография человека, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, ибо время, когда живет Лермонтов, – это время глубоких общественных потрясений и разочарований, вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакции. Лермонтов подчеркивает, что время героических деятелей прошло,
А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.
Все в романе “Герой нашего времени” подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души главного героя, Григория Александровича Печорина, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей 30-х годов прошлого века. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг героя. Хронология жизни Печорина нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в “Журнале Печорина”.
Рассказ Максима Максимыча должен заинтриговать читателя. “Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные
Вещи”, – говорит штабс-капитан. Описание портрета Печорина во второй главе усиливает впечатление от рассказа Максима Максимыча: автор подчеркивает в ней “верный признак некоторой скрытности характера”, “нервическую слабость”, “привычки порядочного человека”. Лермонтов определяет психику героя на основании описания его рук, походки, морщин, цвета волос в соотношении с цветом усов и бровей.
Но самое главное во внешнем облике Печорина – его глаза. “…Они не смеялись, когда он смеялся! – отмечает рассказчик и тут же поясняет: – Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. Ответить на вопрос, что же выражают глаза героя, придется самому Печорину, так как последние три повести, составляющие роман, входят в дневник героя. Так постепенно автор приводит читателя к непосредственному анализу мыслей, чувств и наблюдений героя времени.
И читатель проникает в самые потаенные уголки души Печорина, потому что сам он находит единственное мучительное удовольствие в постоянном анализе всего, что есть в нем хорошего и дурного. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” – признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
И все же Печорин – натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник – не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость – маска самозащиты.
Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике есть что-то демоническое, неразгаданное.
Но эта демоническая личность стала частью “нынешнего племени” и превратилась в карикатуру на саму себя. Сильная воля и жажда деятельности сменились разочарованностью и бессилием, и даже высокий эгоизм постепенно начал превращаться в мелкое себялюбие. Черты сильной личности остаются лишь в образе отщепенца, который, однако, одновременно принадлежит своему поколению.
Вся система образов в романе также подчинена главной задаче раскрытия личности Печорина. Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Он лишь “драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания”. По другую сторону героя оказывается доктор Вернер, прозванный пятигорской молодежью Мефистофелем, рядом с которым Печорин выглядит как Фауст. Максим Максимыч нужен для сравнения личности героической и подчеркнуто простой.
Даже то, какие книги читает Печорин, может многое сказать о его мире. К примеру, перед дуэлью он увлеченно листает роман Вальтера Скотта “Шотландские пуритане”, речь в котором идет о героической борьбе людей за свободу. Не о своем ли неразгаданном “высоком назначении” горестно раздумывает склонившийся над книгой Печорин?
Итак, как мы видим, все в романе действительно подчинено основной задаче – раскрытию внутреннего мира Печорина. И мне кажется, что Лермонтов первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.
Михаил Лермонтов – мастер психологического романа