Биография Лермонтов Михаил Юрьевич

Русский поэт. Учился в Московском университете . Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров . В 1837 за стихотворение “Смерть поэта” был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске.

Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое . Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим

чувством [неоконченный социально-исторический роман. “Вадим” , стихотворения “Бородино”, “Поэт”, “Родина”]. Поэма “Демон” символическое воплощение идеи бунта против “мирового порядка”, трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман “Герой нашего времени” , насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, вершина реализма Лермонтова. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 октября 1814, Москва 15 июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

Неведомый избранник Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой и армейского капитана Ю. П. Лермонтова был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование . Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften , “Странный человек” . Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ . С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе , позднее в Московском университете на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе.

Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных “Черкесов” до вполне профессиональных “Измаил-бея” и “Литвинки” , свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового канона . К началу 1830-х гг. обретены “магистральные” герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло , и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии . Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834.

Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство , место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник “демона”. В то же время идет работа над романом “Вадим” , где ультраромантические мотивы и стилистические ходы сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона . “Демоническая” линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни “Княгиня Лиговская” и драме “Маскарад”. Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает. Поэт поколения К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы, романы не закончены, “Маскарад” не пропущен цензурой, опубликованная поэма “Хаджи Абрек” резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет . Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением “Смерть поэта” , откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение.

Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах ; изучал восточный фольклор . Публикация в 1837 стихотворения “Бородино” упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая “большой свет” и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским и А. А. Краевским . Лермонтов входит в фрондерско-аристократический “кружок шестнадцати”.

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения , высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас , скептически оценивая жизнь как таковую , Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом , в народной культуре , в чувствах ребенка или человека, сохрани вшего детское мировосприятие . Богоборчество , мотивы невозможности любви и губительной красоты соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией , то с мистическим выходом за пределы земной обреченности . То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции “Демона” и “Мцыри” . В 1838-40 написан роман “Герой нашего времени”: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в “Отечественных записках” и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова.

Появление отдельного издания романа и единственного прижизненного сборника “Стихотворения М. Лермонтова” стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского. Неожиданный финал Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях , за что представляется к наградам . В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности ; в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения .



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Биография Лермонтов Михаил Юрьевич