Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

” Желания? Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят, – все лучшие годы.”

М. Ю Лермонтов

“Герой нашего времени” – одна из первых попыток создания в русской литературе

психологического реалистического романа. Цель, замысел М. Ю. Лермонтова – показать

современного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, “…портрет,

составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.

Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель

использует необычное композиционное построение романа: здесь

нарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-исповедь. Роман

Лермонтова – социально-психологический и нравственно-философский. “В основной

идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке”, – пишет

Белинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть к

нестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своем

герое то странствующему офицеру, то Максим Максимычу, то самому Печорину.

Если мы захотим восстановить хронологию событий, описываемых в романе, то начать следует с происшествия в Тамани, через которую проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске и Кисловодске Печорин пробудет около месяца , откуда будет сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из крепости Печорин отлучается в казачью станицу , по возвращении его в крепость и разыгрывается

история с похищением Беллы. Затем происходит последняя встреча с Печориным,

уже не военным, а светским человеком, отъезжающим в Персию .

А из предисловия офицера-повествователя мы узнаем о смерти героя. Таковы события жизни Григория Александровича Печорина в их хронологической последовательности. Но

Лермонтов определил порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что каждая из повестей играла свою особую

значимую роль в системе всего произведения.

Читая повесть “Максим Максимыч”, мы знакомимся с портретом Печорина, так

психологически тонко и глубоко написанным образованным и знакомым с писательским

трудом офицером-повествователем. Он замечает и белую кожу Печорина, и не смеющиеся, полные грусти глаза, и “благородный лоб”, и “породистую* красоту, и холодность Печорина. Все это одновременно привлекает и отталкивает читателя. Непосредственный взгляд на портрет героя делает его несравненно ближе к читателю, нежели та система повествователей, через которую мы знакомимся с Печориным в главе “Бэла”. .

Затем автор открывает перед нами исповедальные страницы “Журнала Печорина”. Мы видим героя опять в новом ракурсе – такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать только в своем дневнике, но никогда бы не открылся перед людьми. Это

подтверждается и словами из предисловия к “Журналу Печорина”, из которых ясно

видно, что он не предназначался для чужого глаза, а тем более для печати. Это было “следствие наблюдения ума зрелого над самим собой”, и написан он “без тщеславного желания возбудить участие или удивление”. Так Лермонтов, используя подобную “расстановку” глав своего романа, максимально приближает главного-героя к читателю, позволяет заглянуть в самую глубину его внутреннего мира.

Внимательно перелистывая страницы “Тамани”, “Княжны Мэри” и “Фаталиста”, мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнавая

причины этой “болезни”, вникаем в “историю души человеческой” и задумываемся над

характером “времени”. “Фаталистом” заканчивается роман, эта повесть играет роль эпилога. И так замечательно, что Лермонтов именно так построил свой роман! Он завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа

и к заключению успевает избавиться от тягостного ощущения смерти или конца. Такая

особенность в композиции романа дала возможность автору закончить произведение

“мажорной интонацией”: “роман заканчивается перспективой в будущее – выходом героя из трагического состояния бездейственной обреченности. Вместо траурного марша звучат поздравления с победой над смертью”. .

Создавая роман “Герой нашего времени” ,М. Ю Лермонтов нашел новые художественные

средства, какие не знала литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”