“Горе от ума” – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной
В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.
В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни. В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей.
Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью. Они стремятся делать все, “как делали отцы”, пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета “не должно сметь свое суждение иметь”.
Фамусов и все представители московского общества – ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей. Для них что собачонка, что арапка-девка – все едино, не стоит ровным счетом ничего.
Главное для московских бар – служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: “Подписано, так с плеч долой”.
Большую роль в создании общественного мнения играют чины и “орденки”, которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что “есть многие каналы” для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, “ну как не порадеть родному человечку” при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому – Загорецкий, который “защиту от суда нашел” в домах Москвы, где его терпят только ради приличия.
Нет, человеку без связей не добиться “степеней известных”, недаром Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, – что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь “уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.
Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать “учителей полки числом поболее, ценою подешевле”. Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них – факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени.
Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их “так, для больших оказий”. Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует “смешение языков французского с нижегородским”, подтверждает это.
А все культурные события проводятся “для затей”.
В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.
Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они “разливаются в пирах и мотовстве”.
Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.
Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.
Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова