Во второй половине XIX века в России усилился рост капиталистического производства. Это одновременно сопровождалось порабощением простого народа. Стихотворение Н. А. Некрасова “Железная дорога” наглядно и убедительно показывает, как каторжная работа строителей дороги воплотилась в новейшее экономическое чудо – железную дорогу между Петербургом и Москвой.
В произведении есть эпиграф, представляющий диалог мальчика Вани с отцом, в ходе которого выясняется, что заслуга строительства дороги приписывается графу Петру Андреевичу
Стихотворение обладало такой обличительной силой и остротой, что в мае 1864 года Совет главного управления по делам печати запретил включение произведения в очередной сборник некрасовских стихотворений. Тогда поэт пошел на хитрость. Он пометил “Железную дорогу” 1855-м годом написания. подчеркнув тем самым, что речь идет о прежних экономических отношениях, и воспользовался отменой по закону от 6 апреля 1865 года предварительной цензуры для журналов.
Благодаря этому стихотворение было опубликовано в 10-м номере журнала “Современник” за 1865 год, что вызвало недовольство властей и чуть не поставило под угрозу существование самого журнала.
В первой строфе стихотворения содержится поэтическая пейзажная зарисовка. Картина славной осени придает повествованию оптимистический зачин. Кроме того, она хороша сама по себе. В ней есть оригинальные поэтические находки. Например, неокрепший лед на речке метко сравнивается с тающим сахаром.
Однако Н. А. Некрасову важна эта пейзажная зарисовка прежде всего для контраста, чтобы показать, что в природе царит гармония, а вот в общественных отношениях она как раз и отсутствует.
Лирический герой хочет открыть правду мальчику. Так в произведении возникает образ царя-голода, который потом станет одним из ключевых символических образов в драме Л. Н. Андреева “Царь-голод”. У Н. А. Некрасова царь-голод согнал людей на строительство железной дороги: “Многие – в страшной борьбе.
К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе”.
Оказывается, что дорога построена на народных костях. Чтобы усилить художественный эффект произведения, Н. А. Некрасов прибегает к фантастике: за поездом в лунную ночь бегут толпы мертвецов, рассказывая о том, как во время строительства дороги жили в землянках, боролись с голодом и цингой.
Самым обидным становится то, что этот подвиг строителей не оценили ни начальство, которое наживалось на грошовых заработках людей, ни неблагодарные потомки, пожинающие плоды трудовых свершений своих братьев.
В стихотворении, таким образом, важно не только обличительное, но и дидактическое начало. Лирический герой объясняет мальчику: “Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать”.
От индивидуализированного при помощи ряда портретных деталей образа больного белоруса Н. А. Некрасов обращается к обобщенному образу русского народа: “Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе”.
В третьей главе разворачивается спор о том, кто является истинным строителем дороги. Перечисляя известные шедевры европейского искусства, генерал говорит о том, что народ – это варвары, которые не могут породить выдающихся творений. Это дикое скопище пьяниц, способное лишь разрушать. Генерал просит показать ребенку светлую сторону события. В последней, четвертой, главе рассказывается об окончании строительства.
Оказалось, что вместо жалования народ после работ остался еще должен начальству. Но добрый подрядчик “простил” недоимку и даже оказал строителям величайшую милость: выставил бочку вина. В последней строфе рисуется символическая сцена: народ выпряг лошадей и помчал по дороге купчину.
Гневно и обличительно звучит риторический вопрос в финале: “Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..”
До какой степени цинизма нужно дойти, чтобы на исходе XIX века держать свой народ в рабской нищете? Вот какой вопрос возникает у каждого прогрессивно мыслящего человека после прочтения стихотворения. Н. А. Некрасов не питает иллюзий о том, что положение народа в ближайшее время изменится. Наоборот, он проявляет глубокое знание экономических законов капиталистического общества и понимает, что эксплуатация наемного труда является одним из неотъемлемых условий существования капитализма.
Однако поэт не отступает от борьбы за народные права и обличает действия тех, кто виноват в нищенском положении простого рабочего человека.
Помимо художественного и социально важного аспекта стихотворение Н. А. Некрасова имело также и историческое значение. Поэт верно изобразил картину строительства железных дорог в России, смертность среди рабочих на которой действительно была колоссальной. Некрасов был не единственным, кто поднимал эту тему в литературе того времени: в 1860 году Н. А. Добролюбов написал статью “Опыт отучения людей от пищи”, в которой убедительно показал, как прогрессивное для страны дело строительства железных дорог реализуется на практике. Писатель отмечал, что рабочих не кормили по нескольку дней, на строительных объектах нет врачей и медикаментов, рабочих просто привозили в степь, даже не заготовив для них предварительно никаких помещений.
При этом Добролюбов подчеркивал, что колоссальная смертность на строительстве железных дорог не беспокоила ни подрядчиков, ни высшее руководство.
Анализ стихотворения “Железная дорога” Н. А. Некрасова