Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (действие III, явление VI)
Особенностью гоголевской комедии “Ревизор” является то, что она имеет “миражную интригу”, т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.
Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая
Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в “семьсот рублей арбуз”, “тридцать пять тысяч одних курьеров”. Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. “Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости – о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что “Фрегат “Надежды” пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он “на дружеской ноге”, – “большой оригинал”, ─ пишет А. Г. Гукасова в статье “Комедия “Ревизор””.
Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.
В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи – он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: “Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж – скажешь только кухарке: “На, Маврушка, шинель…” Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже”.
Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту “лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни”, Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком “государственным”.
Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор – значительное государственное лицо. “Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят”, – делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье “Реализм Гоголя”.
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (действие III, явление VI)