Глава 5. Жан Расин и Новое время
План практического занятия
1. Отличие драматических поисков Расина от творчества Корнеля.
2. Образная система Расина и отличие ее от образной системы Корнеля.
3. Образ человека в трагедиях Расина.
4. Влияние философии Нового времени на творчество Расина.
5. Осмысление античности в пьесах Расина
Задания для СРС
1. Прочитайте строки из произведения “Федра”, соответствует ли природе классицизма образ героини, в чем отличие героя Расина от героя Корнеля?
Давно уже больна ужасным
Давно… Едва лишь стал Тесей моим супругом
И жизнь открылась мне. Исполненная благ,
В Афинах предо мной предстал мой гордый враг.
Я глядя на него, краснела и бледнела,
То пламень, то озноб мое терзали тело,
Покинули меня и зрение, и слух,
В смятенье тягостном затрепетал мой дух.
Узнала тотчас я зловещий жар, разлитый
В моей крови, – огонь всевластной Афродиты.
Умилостивить я пыталась божество:
Я ей воздвигла храм, украсила его:
Куря ей фимиам, свершая жертв закланья,
Я мнила, что она смягчит мои страданья.
Но тщетно было все – и фимиам, и кровь:
Неисцелимая пришла ко мне любовь!
И, страсть преступную насильственно губя,
Любимого врага преследовать я стала.
О, рок безжалостный!.. Борьба с ним безнадежна!
В крови пылал не жар, но пламень ядовитый, –
Вся ярость впившейся в добычу Афродиты.
Какой преступницей, каким исчадьем зла
Я стала для себя самой! Я прокляла
И страсть, и жизнь свою.
2. Прочитайте строки из произведения “Британик” (слова Агриппины своему сыну Нерону), в чем проявляется новизна римской тематики Расина от римской тематики Корнеля?
Ты руки обагрил впервые кровью брата;
На очереди мать, ей та ж грозит расплата…
Давно раскрылась мне вся ненависть твоя,-
Ты мстишь мне за добро, что совершила я.
Но пусть и смерть моя тебе не даст покоя,
Не думай, что уйдя, прощу тебя легко я:
Рим, небо, жизнь, тебе дарованная мной,
Повсюду будут влечь мой образ за тобой.
Ты будешь век гоним толпой незримых фурий.
Унять сердечный вихрь захочешь новой бурей;
Неистовство твое, растя из года в год,
Кровавой полосой все дни твои зальет.
Но верю, будет день, проснется вечный мститель –
И страшной гибелью погибнет сам губитель.
И кровью стольких жертв покрытый и моей,
Оплатишь нашу смерть ты гибелью своей
И мир оповестишь, в века бесславно канув,
Как люто был казнен лютейший из тиранов!
3. Прочитайте диалог героев (“Андромаха”), какова расстановка героев в образной системе Расина и в чем кроется отличие ее от образной системы Корнеля?
Пирр
Астианакс – дитя. Но смерть его нужна им.
За ним ко мне Орест и послан Менелаем.
Андромаха
И вы поступите как эллины хотят?
Он дорог мне – вот в чем несчастный виноват!
Но греки ль требуют ребенку приговора?
Нет, сердит вас, что он – последняя опора
Лишившейся всего, беспомощной вдовы.
И смерти для него хотите только вы!
Пирр
О успокойтесь! Им ответил я отказом.
Теперь войною мне грозят все греки разом…
А чем вознагражден за преданность такую? Сейчас.
Когда кругом меня враги теснят?
Мне так необходим ваш дружелюбный взгляд!
Андромаха
Откуда слабость в вас. Великом человеке?
Награда? Но твердить по праву станут греки.
О ваших доблестях позабыв.
Что вами овладел мальчишеский порыв!…
Пирр
Ну. Что ж! Я понял все!
Пора на этот раз
О вас забыть – о нет – возненавидеть вас!
Довольно жертвовать и честью и величьем.
Для той, что платит мне холодным безразличьем!
Но помните. Я был в любви на все готов
И ненависть моя не знает берегов!
4. Прочитайте данные слова героев, как в них выражается концепция человеческой природы классицизма?
Гермиона
Где я? Что делаю? Что совершить должна? Взметнула бурю чувств во
мне обида злая! Брожу я по дворцу в отчаянье немом. Любовь иль ненависть мне душу жжет огнем? Как он жесток! Он был исполнен безразличья… Я, малодушная тревожусь за него? Страшусь грозящего изменнику
удара? Прощаю. Хоть еще не совершилась кара? Нет. Нет! Мой приговор
не будет отменен! Я не нужна ему. Так пусть погибнет он! Над яростью
моей он попросту смеется…
Пирр
Все еще я раб постыдной страсти…
Давно моя душа в плену изнемогала.
Но вот я наконец свободен от оков!
Любовь трудней сломить, чем полчища врагов…
Жан Расин и Новое время