Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина

Глава 5. Жан Расин и Новое время

5.5. Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина
У Расина по-новому возникает тема взгляда в трагедии. У Корнеля взгляд влюбленного открывал достоинства любви. Взгляд героя у Расина открывал внутреннюю ослепленность, неистовость личности. С точки зрения Р. Барта, Расину удалось отобразить таким художественным приемом завороженность чувств. Именно завороженность чувств мешает героям действовать сознательно.
В трагедии Корнеля герой выбирает

прежде всего разумную линию поведения. У героев есть выбор и нет сомнений. У Расина все не так: герои драматурга делают свой выбор еще до начала самого действия. Действие героев связано с колебаниями. Андромаха знает, что ей надо спасти сына и она должна дать положительный ответ Пирру на его предложение стать женой. Героиня обязана ответить утвердительно ради сохранения жизни своему сыну, за которым прибыл Орест. Все действия трагедии охватывают колебания героини в разрешении трудного вопроса. В этом плане Расин показывает не только колебания одного героя, а всех участников данной неразрывной цепи.
Пирр также колеблется между Андромахой и Гермионой, выбирая сердцем плененную жертву, а не дочь царя Гермиону. Та в свою очередь требует отмщения Пирру за свою поруганную честь влюбленного в нее Ореста. Ослепленный любовью к ней Орест готов убить Пирра. Трагедия совершается. Можно было Расину ставить художественную “точку”. Но не случайно драматург известен психологическими приемами ведения трагической интриги. В случившейся, казалось бы, развязке у Расина зарождается новое действие.
Данные приемы в творчестве драматурга порождены самой жизнью с ее сложностями, непредсказуемыми обстоятельствами. В данном случае подобной неожиданностью является поведение героев, которые должны были бы удовлетвориться достигнутыми целями. Это очевидно в поведении Гермионы.
Героиня сама призвала Ореста к отмщению за себя. Однако после слов о смерти Пирра героиня не стремится благодарить заступника, а наоборот бросает в глаза Оресту слова о его предательстве: “Довольно слов. Предатель! Виновен ты один, коварный зложелатель!”. Гермиона в этот момент действует аффективно. Она так потрясена гибелью возлюбленного, что решается покончить с собой. Видя непредсказуемость поведения возлюбленной, Орест сходит с ума. Разум оказывается бессилен перед накалом чувств. Человек не в силах смотреть на неожиданные плоды своего труда, устремления.
Картина свершенного действия оказывается непостижимой для человеческого осмысления. Андромаха, единственная рассчитывающая на собственную смерть остается в живых. В сложившейся обстановке как законная жена, а теперь вдова Пирра, она вынуждена дать слово мстить за смерть мужа. Понятие долга, таким образом, у Расина воплощается в трагедии совершенно по-иному, чем у Корнеля. Трагическое достоинство Андромахи покупается ценой собственного компромисса.
В трагедиях Расина часто раскрывается тема смерти. Но в осознании современников драматург приобретает славу более цивилизованного художника с мягким характером, чем Корнель. Скорее дело в том, что жестокости, совершаемые в пьесах Расина, “оправданы” страстями. Драматург стремится в пьесах показать другой мир: в трагедии представляется образ не древнего героя, не современного придворного, а человека вообще, то, что всегда вечно в данной природе. Под вечностью человеческой природы, с позиции Расина, подразумеваются понятия любви, страсти, душевной ярости, пыла, внутреннего психологического дискомфорта.
Успех трагедий Расина был не безусловен. Сохранялась еще часть зрителей, кто был увлечен Корнелем. Таковые считали трагедии Расина неубедительными. Данное обстоятельство связано с тем, что корнелевские герои зачастую прежде всего идеалы. Герои Корнеля поступают во всем с позиции разума. Значит, подобные герои в собственных поступках предсказуемы.
Тогда как расиновские герои до последнего трагического разрешения непонятны зрителю. В героях нет стереотипности поведения: зритель не знает, как поступит герой в ту или иную минуту: Пирр дает слово Гермионе, но выбирает все-таки Андромаху; Гермиона любит Пирра, но направляет к нему с мечом Ореста, который совершает убийство с расчетом на ответную любовную взаимность Гермионы.
Другим значительным художественным приемом Расина, позволяющим в полной степени раскрыть человека, является изображение героя на переднем плане через призму душевных смятений, напряженной внутренней жизни. Все остальное трагическое действие находятся на втором плане. События скрыты. О течении сюжетной линии, сложных перипетиях в судьбе персонажей узнаем из слов, речей героев.
Данный художественный прием является новым словом в драматургии. Расин в художественном представлении образа человека подчеркнул прежде всего черты психологизма, диалектики человеческой души, что отсутствует в пьесе Корнеля.
Литературное наследие Расина ценно нравственным величием, в котором отразилась “судьба человеческая, судьба народная” (Пушкин). Расин по-настоящему замечательный художник-психолог.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Темы взгляда, смерти в трагедиях Расина