Пьер Корнель и классицизм

Глава 4. Пьер Корнель и классицизм

План практического занятия
1. Классицизм и творчество Корнеля.
2. Образ человека в трагедии Корнеля.
3. Соотношение философии Декарта и творчества Корнеля.
4. Основные художественные приемы Корнеля.
Задания для СРС
1. Прочитайте монолог героя (трагедия “Сид”), определите главные черты классицизма в создании художественного образа:

Я предан внутренней войне;
Любовь и честь в борьбе непримиримой:
Вступиться

за отца, отречься от любимой!
То к мужеству зовет, та держит руку мне.
Но что б я ни избрал – сменить любовь на горе
Иль прозябать в позоре, –
И там и здесь терзаньям нет конца.
О злых судеб измены!
Забыть ли мне о казни наглеца?
Казнить ли мне отца моей Химены?
Отец. Невеста. Честь, любовь,
Возвышенная власть, любезная держава!
Умрут все радости или погибнет слава.
Здесь я не вправе жить, там я несчастен вновь!
Суровый враг измены,
Ты призван ли мне честь мою вернуть?
Ты призван ли меня лишить Химены?
Пусть лучше я не буду жив.
Не меньше, чем отцу, обязан я любимой:
Отмстив, я гнев ее стяжаю негасимый;
Ее презрение стяжаю не отмстив.
Надежду милую отвергнуть ради мести?
Навек лишиться чести?
Напрасно мне спасенья вожделеть:
Везде судьбы измены.
Смелей, душа. Раз надо умереть,
То примем смерть. не оскорбив Химены.
Но умереть с таким стыдом!
Чтобы открылась мне бесславная могила
И чтоб Испания за гробом осудила
Не защитившего свой оскорбленный дом!
Покорствовать любви, которую я знаю,
Я все равно теряю!
Ужели же я мог бы предпочесть
Постыдный путь измены?
Смелей рука! Спасем хотя бы честь.
Раз все равно нам не вернуть Химены…
2. Прочитайте данные строки из диалога героинь (“Сид”), с какой целью вводится Корнелем вторая сюжетная линия в композиции трагедии:

Инфанта
Тому причина есть.
Мои трудились руки.
Чтоб душу ей пронзить
Стрелами нежной муки
Родриго дорог ей: он ей подарен мной;
Он торжеством своим обязан мне одной.
Я этих любящих сама сковала страстью

Леонор:
Пусть я мой долг нарушу –
Я порицаю пыл, объявший вашу душу.
Принцесса может ли, забыв свой сан и кровь.
К простому рыцарю восчувствовать любовь?
А мненье короля? А всей Кастильи мненье?
Вы помните иль нет свое происхожденье?

Инфанта:
Я помню – и скорей всю кровь пролью из ран.
Чем соглашусь забыть и запятнать мой сан…
В волненье чувств моих я сохраняю твердость.
И если мне сужден супруг и господин.
То это может быть лишь королевский сын…
И вес же я терплю неслыханную муку:
Родриго дорог мне. Пока не отдал руку.
Я силюсь с ним порвать – и неохотно рву
И в тайной горести поэтому живу
Я чувствую в моей печальной доле
По мной отвергнутом вздыхаю поневоле;
Я вижу, что душа раздвоена во мне…
3. Прочитайте строки, охарактеризуйте природу внутреннего состояния героини:

Мы наконец одни, и я могу свободно
Явить перед тобой.
Как стражду безысходно,
Могу печальный вздох не подавлять в тиши.
Могу тебе раскрыть всю скорбь моей души.
Да. Мой отец убит;
Родриго дерзновенный
Омыл свой первый меч в его крови священной.
Пролейтесь токи, слез над злейшей их кончин!
Увы! Моей души одна из половин
Другою сражена.
И страшен долг, велевший.
Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Пьер Корнель и классицизм