ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА”

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА”

Данная ода М. В. Ломоносова была посвящена важному событию в общественной жизни России – восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. В сознании современников приход к власти этой императрицы связывался с окончанием мрачной эпохи правления Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны и “власти чужой руки” – бироновщины. Освобождение от засилья немецких временщиков вселяло надежду

на возрождение национальных творческих сил – науки и культуры. Но не только этим ознаменовалось восшествие на престол этой императрицы – она “поставила конец” русско-шведской войне. М. В. Ломоносов как один из самых просвещенных людей своей эпохи не мог не питать надежды на скорое и неминуемое возрождение страны, ведь мирное течение жизни, разумное правление, внимание к наукам и просвещению воспринимались как залог будущего процветания России.

Ода имеет традиционный ломоносовский зачин:

На верх Парнасских гор прекрасных

Стремится мысленный мой взор,

Где воды протекают ясны

И прохлаждают муз собор.

Поэт в оде – творец, создатель, он словом создает такой мир, где нет места обыденным предметам и словам. Он сбрасывает с себя земную оболочку и высоким “штилем” высокой оды говорит с нами о неземном существе. Дух его способен… нет, не отречься от земного, но увидеть в реальности тот истинный смысл, божественное провидение и божественное предназначение реальных земных предметов, событий:

Там холмы и древа взывают

И громким гласом возвышают

До самых звезд Елисавет.

По мнению поэта, светлый день восшествия императрицы – это день спасения всего “российского рода”. В оде императрица предстает как объект поклонения, восхищения и любви. Высокие комплименты Елизавете – не просто следование одическому этикету и повторение традиционных поэтических формул. Для образованного человека XVIII столетия, верящего в возрождение традиций сильного государства и деятельно участвующего в нем, особое значение имеет личность, руководящая этим процессом. Идея человека-созидателя, человека-вдохновителя была очень близка Ломоносову, имевшему все основания считать себя личностью и творцом. Подводя итоги жизни, он прямо говорил о своей государственной роли: “За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство”. И “дщерь Петра” тоже виделась ему как защитница и продолжательница трудов человека, “какой не видан был от века”:

Россия ревностно вздыхала

И сердцем всякой час взывала

К тебе, защитнице своей:

Избавь, низвергни наше бремя,

Воздвигни нам Петрово племя,

Утешь, утешь своих людей.

В оде высказывается мысль о том, что Россия без Петра заснула в скорбной темноте, но восшествие на престол Елизаветы рассеяло ночной мрак. И в этом поэт видел божественное провидение, ибо Господь, обратив свой взор в полночный край, увидел глубокий мрак, царящий в России. Весь народ преклоняет колени перед светом, пролитым Господом, “что взвел на трон Елисавету”. Наступила пора решительных, кардинальных изменений.

Благополучие страны в настоящем – это залог процветания в будущем. Не случайно поэт обращается к потомкам, ведь именно им предстоит оценить истинное значение событий, происходящих в это время. Что скажут они, увидев, например, на картине лик славной императрицы? Ломоносов верит – они увидят, что российские поля и города прекрасны, а Европа, ожидающая установления мира в России, будет покорена силой и красотой российской императрицы. Оду пронизывает глубокая вера поэта в будущее могущество и благополучие своей родины.

Высокому гражданскому содержанию оды соответствует и ее композиционная структура. Эмоциональное воздействие на читателя оказывает, в частности, ее торжественно-патетический стиль, включающий гиперболические описания (“Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днем, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход”), космические сравнения (“Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!”), риторические фигуры (“О бысть! О твари обладатель! Ты паки света нам создатель, что взвел на трон Елисавет”).

Разнообразны средства, с помощью которых Ломоносовым создается торжественный, высокий стиль оды. Среди них можно назвать славянизмы (град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, толикий, огнь, узреть), усеченные формы прилагательных (днешне торжество, российски грады, вяща радость), восклицания (“О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!”; “О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!”; “О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!”), риторические вопросы, обращение к античной мифологии (“верх Парнасских гор прекрасных”). Привлекают внимание также яркие, богатые и разнообразные эпитеты: красны лики, заря багряная, скорбная темнота, сладостный покой.

Благодаря многообразию и выразительности применяемых Ломоносовым художественных средств, его оды заняли достойное место среди высочайших творений российской поэзии. И среди них “Ода на день восшествия на всероссийский Престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА”