Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что роман, не говоря уж о его художественных достоинствах, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”.
Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал первое “национально-художественное произведение”; “вместе с современным ему
Имея в виду слова Гоголя, что “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”, Белинский заявляет: “Разгадать тайну народной психеи – для поэта, – значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий”. “Евгений Онегин” – народное произведение именно потому, что Пушкин “взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозой и пошлостью”.
Высоко оценивает Белинский и лирические отступления в романе: “Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума остроты; личность поэта в них является такой любящей, такою гуманною”.
Заканчивая рассмотрение романа, Белинский предсказывает ему историческое бессмертие: “Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи; пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…”
Взгляд Белинского на роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина