“И МЫСЛИ, И ЧУВСТВА, И ПОНЯТИЯ…” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)- 10 000 самых лучших сочинений

“Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина, раскрыв в двух статьях, озаглавленных “Сочинения Пушкина”, огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое.

Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов.

Пушкин

начал писать “Евгения Онегина” в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. По замыслу в романе должно было быть девять глав. Но впоследствии автор изъял восьмую главу и на ее место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но ее поэт сжег. Опубликованный в 1833 году роман содержал восемь глав.

А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” размышляет о смысле жизни в определенных исторических условиях. Поэта волнует судьба молодого дворянина, просвещенного, критически относящегося к действительности, неудовлетворенного светской жизнью, ее пустотой и праздностью, но пассивного. Белинский считал передовое дворянство носителем пробудившегося самосознания в эпоху двадцатых годов XIX века. Пока только самосознания.

Евгений Онегин, главный герой романа, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда – в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Но Евгений – не только светский франт, но и человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден.

“Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, – пишет Белинский. Недовольство собой и окружением свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность – свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств.

Критик считал болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. “Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца”, – писал в своих статьях Белинский.

А. С. Пушкин оставляет своего героя на распутье, “в минуту, злую для него”. Не торопясь решать судьбу Онегина, поэт как бы указывает на неопределенность вариантов ее развития в сложной и противоречивой обстановке.

В то же время нравственные страдания героя – знак великого общественного пробуждения. Вот почему появление “Онегина”, по словам Белинского, есть акт сознания русского общества, вот почему роман имеет историческое значение.

Драматическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленского. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татьяна, она близка к родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти интеллигенцию, сделать ее жизнь содержательной, труд полезным.

Простая деревенская девушка, потом – светская дама, Татьяна сохраняет свою внутреннюю сущность в любых жизненных ситуациях, она есть “существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная”.

Содержание романа не исчерпывается этими проблемами. Иначе бы Белинский не назвал его “энциклопедией русской жизни”. Форма “свободного” романа позволила Пушкину охватить различные стороны жизни русского общества двадцатых годов XIX века – петербургское аристократическое общество и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского общества, показать его ничтожество, косность, отсталость.

А. С. Пушкин изображает простонародную старину, провинциальное дворянство, от взгляда поэта не ускользает ограниченность его интересов:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

На страницах романа поэт размышляет о любви и дружбе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литературе, театре, который Пушкин назвал “волшебным краем”. Глазами поэта мы видим трудовое утро Петербурга:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит…

…И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой васисдас.

Прекрасен в романе пейзаж, порой он имеет и самостоятельное значение реалистического бытового фона, на котором протекает жизнь героев. Описание осени, зимы, весенние картины очень выразительны:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Однако пейзаж, помимо прочего, помогает раскрыть характер героя. Картина утренней зари и описание поздней зимы подтверждают одну из черт характера Тани – любовь к природе.

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Прекрасные картины сельской природы оказываются необходимыми автору, чтобы показать равнодушие к природе Онегина.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок…

И далее:

…Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Своеобразие в построение романа вносят лирические отступления, в которых поэт высказывает личное отношение к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онегина сопровождается замечаниями о неполноценности дворянского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает духовную близость ему главных героев (“Онегин – добрый мой приятель”, “Татьяны милый идеал”) и размышляет о любимом роде занятий, о литературе, о желании писать в прозе.

Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: “”Онегин”” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.

Для романа автор создает новый вид строфы, которая получила название “онегинской”. Она состоит из четырнадцати строк: трех четверостиший с перекрестной, парной и опоясывающей рифмовкой и одного двустишия с парной рифмовкой, нередко являющегося обобщением или звучащего как афоризм:

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

“Онегинская” строфа позволяет вместить законченную мысль, целый эпизод, картину. Она написана любимым пушкинским размером – четырехстопным ямбом. Язык романа отличается живостью, простотой, выразительностью.

Широкое “энциклопедическое” изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: “В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества”.

Великий критик назвал также роман не только энциклопедией русской жизни, но и в высшей степени народным произведением, вкладывая в этот термин очень широкое содержание; он считал, что народным является такое произведение, в котором поставлены важнейшие для жизни всего народа вопросы и разрешены они в духе наиболее прогрессивных идей эпохи. То есть народность произведения заключается в его тематике, идее, в создании национальных русских образов, в изображении русской природы, в использовании разговорного народного русского языка.

Подчеркивая исторический характер “Онегина”, чувствуя в нем декабристские настроения, критик-демократ дает высокую оценку главным героям романа: “Итак, в лице Онегина, Ленского, Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

“И МЫСЛИ, И ЧУВСТВА, И ПОНЯТИЯ…” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)- 10 000 самых лучших сочинений