Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада.
Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады.
Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым в балладах стихотворным размером – амфибрахием, обусловлен образами и событиями “Песни…”.
Какие художественные
Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе “вещим”, т. е. мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Он всемогущ, ему все подчиняются.
За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.
Кудесник наделен всевидением, таинственной силой, которая вдохновляет его ; он подчинен лишь воле богов, но не князю, старец мудр, независим и смел.
Князь понимает духовную высоту кудесника, и потому называет его “любимцем богов” и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение.
…Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…
Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что “незримый хранитель могущему дан”, но похвала князю завершается печальным предсказанием: “Но примешь ты смерть от коня своего”.
Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: “лживый, безумный старик”?
Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь “почил непробудным… сном”. Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.
Во всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
В строфах “Песни…” первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой ; пятая – с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.
Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняется и смерть настигает Олега от яда змеи.
Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
Летописный источник – проза, баллада Пушкина – стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно, потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной.
Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
План баллады
Встреча вещего Олега с кудесником. Беседа Олега со старцем и его предсказание. Расставание с конем. Весть о смерти коня.
Олег у останков своего боевого товарища. Смертельный укус змеи и гибель князя. Тризна по князю Олегу его дружины.
План отрывка из летописи
Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов. Смысл предсказания. Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику. Желание увидеть кости коня. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки.
Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
“Однажды киевский князь Олег вспомнил о своем коне, на которого когда-то решил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товарища, но больше никогда не приводить к нему. Вернувшись в Киев через четыре года, “помянул он коня”, и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предсказанием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, “ступил он ногою на череп”, из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу.
Князь заболел и умер, и оплакивали его люди “плачем великим”.
Почему мне понравилась “Песнь о вещем Олеге”
Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека.
При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.
Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”