Любовь – прекраснейшее из человеческих чувств. По-моему, это утверждение настолько бесспорно, что вряд ли кто-то с ним не согласится. Мне кажется, что только в любви и через любовь человек становится человеком. А без любви он просто обделенное существо, лишенное подлинной жизни и не способное понимать другого человека.
Я говорю о подлинной любви – о той, которая была воспета поэтическими гениями всех времен и народов, способной преображать человека, а порой изменять до неузнаваемости. Той, которой посвящена библейская “Песнь Песней”.
Человек
В этом случае не вспоминают слова гениального русского писателя Ф. Достоевского о том, что красота спасет мир. Но если и вспоминают, то просто приводят цитату, вырванную из контекста. Поэтому стоит перечитать “Записки из подполья”, чтобы понять, что красота, которая должна спасти мир, спасет его не сама по себе, а посредством сердца и любви.
Сначала сердце должно обрести способность видения красоты, после чего красота зажжет в сердце любовь, спасающую мир. А разве мир – это исключительно человек?
Но многие философы и психологи игнорируют Ф. Достоевского в этом вопросе. Они утверждают, что даже в античности не было любви. Существовал только эрос, простое половое влечение. А между тем уже три с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Египте поэты воспевали высокие духовные чувства.
Такова любовь фараона Эхнатона и Нефертити, легенды о которой передавались из поколения в поколение; любовь дочери фараона Ахура к своему брату. Духовностью и индивидуальностью проникнута любовь Рамы и Ситы в индийском эпосе “Рамаяна”.
Или вспомнить греческую легенду о певце Орфее, который так любил Эвридику, что даже хотел вернуть ее из Тартара, а потом был разорван вакханками за отказ смотреть на других женщин. Сильную любовь испытывает Пенелопа, ждущая Одиссея; Пигмалион, любовь которого оживляет статую Галатеи. Уже в те времена человек испытывал такую любовную тоску, что был не в силах жить без любимого человека. Так, Лаодамия пожелала умереть вместе с Протесилаем, Филлида повесилась от тоски, когда ее любимый, афинский царь Демофонт, вовремя не вернулся из-под Трои.
И Эвадна кинулась в погребальный костер мужа; и покинутая Энеем Дидона любила так, что от горя бросилась на меч; и знаменитая Геро бросилась в морскую пучину, увидев утонувшего Леонарда…
Подобных примеров можно было привести бесчисленное множество. Но достаточно почитать поэзию Древней Греции, чтобы убедиться, что любовь уже в те времена воспринимали как главную радость в жизни.
Проявлениями глубокого индивидуального чувства проникнута поэзия античного певца любви Катулла, передающего страстные терзания противоположных эмоций – счастья и горя, любви и ненависти:
И ненавижу ее и люблю. Это чувство двойное! Боги, зачем я люблю! – и ненавижу зачем?
О том же говорит и поэт Проперций: Тот, кто безумствам любви конца ожидает, безумен: У настоящей любви нет никаких рубежей.
Стремление к “слиянию душ” – одна из самых глубоких загадок любви. Еще философ Платон говорил, что каждый влюбленный одержим “стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо”.
Это загадочное стремление порой порождает в любящих странное состояние. Вспомните Константина Левина из романа Л. Толстого “Анна Каренина”, который однажды в запале ссоры едва не сказал гневных слов Кити: “Но он в ту же секунду почувствовал, что он бьет самого себя… Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь знает, где кончается она и начинается он…
Она была он сам”.
И классическая мировая литература, и многочисленные примеры из реальной жизни, на мой взгляд, являются убедительным доказательством существования великой любви. Взгляд сквозь времена показывает, что за долгую историю человечество пережило много бед. Много прекрасного и величественного было потеряно, но многое было и приобретено.
И все это благодаря любви – высокой человеческой любви…
Вечна только любовь