Критерии правды и добра, любви к ближнему, красоты человеческих душ всегда волновали Л. Н. Толстого. Его герои могут заблуждаться и раскаиваться, идти сложным путем осознания собственных ошибок, но сознание своей нравственной правоты – это то, к чему обычно приходят лучшие из них, поднимающиеся до подлинных высот человеческого духа. Такие герои не всегда поняты и приняты в обществе, которое не свободно от недостатков. Но для них всегда важнее быть в ладу с собственной совестью, чувствовать, что они правы и тем сильны.
Один из таких героев
Он позволяет себе недвусмысленные насмешки в адрес Пьера, оскорбляет его, и Пьер вынужден вызвать его на дуэль. Долохов уверен в себе, он опытный дуэлянт и не испытывает никаких сомнений. В отличие от него, Пьер в жизни не держал в руках оружия. Он боится в этом признаться, но он даже не знает, как стрелять из пистолета.
Тем более, он провел бессонную ночь в мучительных сомнениях, прав ли он. Но, чувствуя свою правоту, он не отказывается от дуэли. И случается невероятное: Пьер тяжело ранил Долохова, а тот, опытный воин и меткий стрелок, промахнулся. То, как Пьер “с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния” грустно смотрел на Долохова, наверное, еще сильнее подчеркивает убежденность писателя в том, что нравственная правда на стороне Пьера, а значит, этот человек сильнее.
Аналогичное противопоставление мы видим в эпилоге романа. Пьер и Николай Ростов обсуждают политические проблемы общества, новости из Петербурга. Пьер убежден, что надо менять политику государства: “в судах воровство, в армии… мучат народ, просвещение душат”.
Поэтому для него кажется необходимым создание тайного общества, чтобы помочь правительству, с целью “общего блага и общей безопасности”. Николай Ростов, человек резкий и ограниченный, привыкший слепо исполнять приказы, рассердился, почувствовав себя в тупике: “… ты лучший мой друг,. .. но, составь вы тайное общество, начни вы противодействие правительству,. .. я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду”.
Спор не окончен, но, чтобы яснее стала авторская позиция, писатель показывает, как воспринимает эти слова юный Николенька Болконский. Ему очень важно, был бы его отец согласен с Пьером. И сон Николеньки имеет символическое значение: покойный отец одобряет Пьера и Николеньку как его единомышленника.
Нравственная правота героев сильнее грубой силы Николая Ростова и правительственных войск, ими руководят лучшие чувства стремления к добру и справедливости. Нравственная сила Пьера воспитывает благородные порывы в душе юного Николеньки, и это тоже подтверждение позиции автора, ставящего примером морального превосходства лучших своих героев.
“В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы”