Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. В. Маяковский.
Начало XX века – время небывалого подъема русской поэзии, время, характеризующееся появлением многих художественных направлений – как продолжающих традиции отечественной классики, так и модернистских. К последним, несомненно, относится и футуризм (от латинского futurum; дословно означает “будущее”).
Первоначально футуризм зародился в Италии. Его первым теоретиком и практиком был писатель Ф. Маринетти. Опубликованный им в 1909 году
Из недовольства традиционным искусством, по словам Маяковского, родился российский футуризм. Развивался он своим, независимым от европейского, путем. У русских футуристов не было единой творческой организации, но у них было все же одна художественно-эстетическая платформа. Их идейным манифестом можно назвать сборник “Пощечина общественному вкусу”, вышедший в 1912 году. Его основные положения: во-первых, сбросить “Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности”; во-вторых, признать право поэта на “увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами”.
Футуристы утверждали приоритет формы над содержанием; главное в художественном творчестве – поиски новых формальных приемов, цель поэзии – самоценное, “самовитое” слово.
Новое течение взяло на себя роль революционного искусства. В качестве такового оно предложило следующие принципы: антиэстетизм, поэтизация уродливого и безобразного, эпатаж публики, демонстративный цинизм и нигилизм. Эти принципы футуристы развивали не только в своем творчестве, но и в образе жизни. Отсюда – экстравагантные костюмы (к примеру, желтая кофта Маяковского), разрисованные лица, нелепые аксессуары, нарочитая грубость в обращении с публикой. Вызывающим было и оформление их сборников, начиная от заголовков и заканчивая грязно-серой дешевой бумагой. Вывести буржуазную публику из состояния равновесия – такую цель ставили перед собой футуристы.
Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бур-люком, В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал в создании сборника “Пощечина общественному вкусу”, выступал на футуристических вечерах-диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. Экспериментальный поиск Маяковского во многом определялся художественными установками футуризма; это касается основных тем, поэтических средств, языка его произведений.
На одном из поэтических вечеров автор так определил красоту: “Это живая жизнь городской массы, это – улицы, по которым бегут трамваи, автомобили, отражаясь в зеркальных окнах и вывесках”. И именно такую красоту воспевает поэт. Для него существует только один пейзаж – городской, В этом отношении особенно красноречивы заголовки его стихов: “Порт”, “Уличное”, “Вывескам”, “Театры”, “Адище города”. При этом картины городской жизни поражают откровенным натурализмом, грубостью: “Улица провалилась, как нос сифилитика” или: “А с неба смотрела какая-то дрянь”. А вот так, по Маяковскому, выглядит ночной пейзаж: Будет луна. Есть уже немножко.
А вот и полная повисла в воздухе. Это Бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе.
Примитивно-поэтическому описанию первой части автор противопоставляет усложнен-но-прозаическое объяснение.
В этих и других строках – демонстративный антиэстетизм, стремление поразить читателя, столь свойственные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему. Он пишет:
А за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. Ночные огни города именуются солнцем, в то время как подлинное светило объявляется ненужным и – “дряблым”. Применить подобный эпитет к воспетой в веках луне – это ли не вызов всей предшествующей поэзии?
В стихотворении “А вы могли бы?” герой обращается к читателям:
А вы
Ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?
Он – поэт, он – “право имеет” творить по своим законам. А “они” – они “ничего не понимают”:
Сумасшедший. Рыжий!
“Им” адресует поэт свое резкое “Нате”:
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется –
И вот
Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам.
Для произведений Маяковского свойственно острое социальное звучание – антивоенное, революционное. “Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!” – провозглашает поэт в четырех частях поэмы “Облако в штанах”.
Листочки.
После строчек лис – точки.
Это стихотворение Маяковский не без вызова назвал “Исчерпывающей картиной весны”. Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском,1 произвольно Делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки. Он часто прибегает к различным приемам звукописи (“а с севера – снега седей”; “отравим кровью воды Рейна”; “стихами велеть истлеть ей”). Он ломает правила грамматики:
Где роза есть нежнее и чайнее?
Или:
Душу вытащу, растопчу, чтоб большая!
Своего рода визитной карточкой Маяковского можно считать неологизмы. Словотворчество поэта, несомненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах – “адище города”, “земли отощавшее лонце”, “декабрый вечер”.
Художественные метафоры и сравнения автора часто усложнены и требуют особо тщательного прочтения, расшифровки:
Если б быть мне косноязычным,
Как Дант или Петрарка!
Душу к одной зажечь!
Парадоксальность первой части “снимается” во второй: талант и любовь героя так велики, что к ним не применимы обыкновенные земные мерки.
Оценивая творчество Маяковского, не следует отрицать влияние футуризма на эстетику автора. Именно это направление во многом сформировало будущего “лирика и трибуна”. Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм – с другой, – вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы, на протяжении которых он был связан с этим направлением, стали для него годами учения, формирования поэтического мастерства, литературного кредо, по законам которого развивалось его дальнейшее творчество.
В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ