В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко?

В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко?

Представляя литературный контекст, укажите, что названная тема нашла широкое представление в лирических произведениях поэтов XIX – ХХ-го вв.: М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского.

Отметьте, что в стихотворении “Монолог”, ранее, чем в знаменитой “Думе”, у М. Ю. Лермонтова прозвучали настроения

разочарованности, характерные для 1830-40-х гг.:

И нам горька остылой жизни наша;

И уж ничто души не веселит.

Как известно, символом эпохи романтизма стал сумрачный денди, который “равно зевал средь модных и старинных зал”. О русской хандре как болезни времени писал А. С. Пушкин. Ноу М. Ю. Лермонтова эти мотивы многократно были усилены безысходностью, отсутствием исторической перспективы для его поколения и, как следствие, бездействием, равнодушием, холодностью, злой иронией:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем…

Обида на жизнь, обманувшую лучшие надежды, обернувшуюся “пустой и глупой шуткой”, соседствует с тоской по идеалу, жаждой счастья. Осознавая пороки человека печоринского типа, мы все же не можем не восхищаться мужеством того, кто всегда “в бою иль бездны мрачной на краю”.

Можно также вспомнить, какую оценку своему поколению дал

А. А. Блок, остро почувствовавший греховность жизни и необходимость скорейшего раскаянья:

Мы – дети страшных лет России

Забыть не в силах ничего.

Вместе с тем поэт бросает вызов потомкам:

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие Твое!

Покаянный канон А. А. Ахматовой “Все мы бражники здесь, блудницы…” соседствует с пониманием значения жизни своих ровесников (“Думали: нищие мы, нету у нас ничего…”). Трагическую судьбу своего “проклятого” поколения поэт запечатлеет в стихотворении “Когда в тоске самоубийства…”. Голос, призывавший оставить Россию, не обманул

Лирическую героиню, преданную своей стране и народу Ее “скорбный дух” вечно будет витать над родиной.

В. С. Высоцкий отозвался на блоковские строчки рассказом о своем поколении в стихотворении “Я никогда не верил в миражи…”:

А мы шумели в жизни и на сцене:

– Мы путаники, мальчики пока!

Но скоро нас заметят и оценят.

Эй! Против кто? Намнем ему бока!

Поэт-бард ставит духовный диагноз современникам:

Мы тоже дети страшных лет России –

Безвременье вливало водку в нас.

А. Галич вторил своему поэтическому собрату: “Век наш пробует нас…”

В заключение укажите на то, как лирический герой Е. А. Евтушенко, верящий в лучшее и великую силу искусства, воспринимает свое настоящее и будущее в произведении “Двадцать первый век”:

Я приду в двадцать первый век.

Я понадоблюсь в нем, как в двадцатом,

Не разодранный по цитатам,

А рассыпанный по пацанятам,

На качелях взлетающих вверх.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко?