О судьбе своего поколения Лермонтов начинает размышлять очень рано, уже в пятнадцатилетнем возрасте осознает безысходность жизненного пути своего поколения и говорит об этом в стихотворении “Монолог”.
Через 10 лет создает друг за другом “Думу” и “Героя нашего времени”. И, переосмыслив историю, уже не просто обвиняет существующие порядки и правление, а приходит к выводу, что не только во внешних обстоятельствах таится причина “потерянности” его поколения. Теперь он старается объяснить своим современникам истоки
“Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”, – так сам автор определяет в предисловии то, о чем будет говорит с нами, читателями, в своем сочинении. Если в стихотворении “Монолог” мы слышим:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем,
То, по словам Белинского, уже в “Думе” представители “нового поколения” поймут тайну “собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней”:
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
Роман же углубляет и объясняет, а не просто констатирует состояние, внутреннюю жизнь молодых людей 30-годов, современников Лермонтова, и самого поэта.
Пора николаевского безвременья.
Отчего же автору “просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и которого к его и вашему несчастью, слишком часто встречал” и действительно ли это так? “Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает!” – Лермонтов отнюдь не лелеет “гордую мечту сделаться исправителем людских пороков”, он пишет судьбу современников, чьи пороки и недостатки так похожи, что легко понять – с одной стороны, их формирует общество. Сказать об этом открыто нельзя, но и молчать невозможно: эпоха, наступившая вслед за восстанием декабристов, отобрала надежду на освобождение народа, справедливое законодательство, но не сломила надежду и силу духа мыслящих людей.
Повиновение власти вместо деятельной жизни на благо Отечества, – только такая перспектива ожидала молодых людей после восстания декабристов в годы правления Николая І. Сила же духа и надежда на изменения в эту переходную эпоху, где нет больше старого, но и новое еще не родилось, пробуждает индивидуализм. Он становится своеобразным спасением – человек способен осознавать себя личностью.
“Лишний человек” Печорин.
Именно индивидуализм принимается Печориным как жизненное кредо. Героя, не вписывающегося в светское общество, политику, общественную жизнь, героя, главная трагедия которого – безверие, не ждет счастье.
“Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе… Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою.
Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..”
Но и воплощение в жизнь своего жизненного принципа, индивидуализма, не приносит счастья Печорину, разрушает жизни людей, с которыми сводит судьба Григория и оставляет только одно ощущение: “скучно и гадко”.
Психологизм романа.
Идя вслед за историей души человеческой, Лермонтов показывает нам, что переживания, полнота жизни и счастье возможны лишь там, где эгоизм усмирен, а воля используется для растворения зла и созидания. Именно постановка вопросов к себе и своим современникам о том, что же есть добро и зло, интерес к духовному развитию и содержанию человека, размышления о смысле бытия человеческом и назначении человека, о главных ценностях жизни нашей впервые ярко прозвучал на страницах “Героя нашего времени” и сделал его первым психологическим романом в русской литературе.
Заявленная уже в названии тема романа показала, что главное в повествовании не отношения героев, не развитие событий, а те процессы и противоречия, которые происходят внутри человека, в его сознании, уме и сердце.
В романе “Герой нашего времени” тема произведения не исчерпывается только отображением судьбы поколения, другие темы очень важны для понимания основной мысли произведения: это темы любви и дружбы, судьбы и отношений людей.
“История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою”, – вот она, главная тема романа Лермонтова “Герой нашего времени”, тема лермонтовского исследования.. И может быть, именно в изображении “истории души человеческой” кроется многолетняя новизна и современность произведения, привлекающая все новых и новых читателей, которые ищут свое предназначение в жизни.
Тема романа “Герой нашего времени”