Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Основное внимание в романе “Герой нашего времени” Лермонтов сосредоточивает на изображении “истории души человеческой”, на раскрытии характера и внутреннего мира героя, жившего в 30-е годы XIX века. Это время отсутствия общественных идеалов, отстранения дворянской интеллигенции от общественно-политической жизни.

Композиция романа определяется его замыслом и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил

хронологическую последовательность событий, о которых рассказывается в романе.

“Герой нашего времени” состоит из пяти повестей. Однако В. Г. Белинский утверждал, что “это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.

Роман имеет “кольцевую композицию”: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина , затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя . В последней повести подводится своеобразный философский итог жизненных исканий Печорина: “Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута” .

Своеобразие “кольцевой композиции” заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней завершается. Мотив “тюрьмы”, “монастыря”, “узничества” – один из главных в творчестве Лермонтова. Невольно возникают ассоциации с поэмой “Мцыри” – герой бежал из монастыря, но волею судьбы вернулся и умер за монастырскими стенами.

Страстное желание свободы, но фатальная невозможность ее достичь – одна из важных мыслей поэзии Лермонтова и романа “Герой нашего времени”.

Композиция романа позволяет последовательно менять “рассказчиков”. Сначала о Печорине рассказывают другие герои, потом – он сам дает анализ своей личности.

В повести “Бэла” читатель узнает о Печорине из рассказа Максима Максимыча, человека доброго и порядочного, но плохо разбирающегося в сложном и противоречивом характере Печорина, в тонкостях его души. В главе “Максим Максимыч” рассказчик меняется. Странствующий офицер, человек тонкий и наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и контрастов. “Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в “улыбке было что-то детское”, “какая-то нервическая слабость”; “несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные”; глаза “не смеялись,



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2.50 out of 5)

Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”