Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме Маяковского “Во весь голос”

О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной эпохи. Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве В. Маяковского. Автор призывал подходить к явлениям искусства с позиции общественной значимости.

Он считал, что каждый художник должен нести народу прежде всего правду.

Во вступлении к поэме “Во весь голос”, которая так и не была окончена, В. Маяковский заявляет

о том, что хочет рассказать о времени и о себе. Лирический герой и автор буквально сливаются в единое поэтическое “я” – центральный образ во вступлении. В. Маяковского часто упрекали в эгоцентризме, в том, что его лирический герой воспринимает себя как центральную точку, вокруг которой вращается и мир, и космос, и вся вселенная.

Поэт же, наоборот, воспринимал себя “революцией мобилизованным и призванным”.

Во вступлении к поэме “Во весь голос” В. Маяковский сравнивает свою боевитую поэзию с поэзией “барских садоводств”, созерцательно воспевающей мирские красивости.

В произведении содержится скрытая полемика с С. Есениным, всей силой своего поэтического таланта воспевшего неповторимые пейзажи, а также создавшего большой пласт любовной лирики, которую В. Маяковский иронично называет “амурно-игривой охотой”.

Во вступлении к поэме “Во весь голос” содержится также едкая сатира на сентиментальную поэзию:

Кто стихами льет из лейки,

Кто кропит,

Набравши в рот –

Кудреватые Митрейки,

Мудреватые Кудрейки –

Кто их, к черту, разберет!

Сам ритм стиха в этом отрывке убыстряется, чтобы показать, как тематически мелка и ритмически однообразна подобная поэзия. В двадцатые годы действительно существовали поэты К. Н. Митрейкин и А. А. Кудрейко, принадлежащие к литературной группировке конструктивистов. Сейчас они уже неизвестны читателю.

Этот факт лишний раз подчеркивает справедливость критики В. Маяковского. Но возможно, что забвению как раз и способствовала столь уничтожающая и оглушительная критика.

Важно, что поэт в произведении В. Маяковского не ищет личной выгоды от своего нелегкого ремесла.

Для В. Маяковского на первом месте стоит идея гражданского и общественного долга. Он восклицает:

Я к вам приду

В коммунистическое далеко

Не так,

Как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

Через хребты веков

И через головы

Поэтов и правительств.

Поверхностно было бы видеть в этих строках манию величия. Цель поэта не самоутвердиться, а донести свои убеждения. Именно поэтому он стремится писать громче, плакатнее, рельефнее.

Именно таким масштабным, размашистым, укрупненным, по мнению автора, должен быть стих, который будут знать и помнить потомки через столетия.

В. Маяковский гневно клеймит поэзию-однодневку, награждая ее рядом красноречивых сравнений. Для поэта стихотворения – важнейший труд. Новизна его столь же значима и прогрессивна, как, например, водопровод:

Мой стих

Трудом

Громаду лет прорвет

И явится

Весомо,

Грубо,

Зримо,

Как в наши дни

Вошел водопровод,

Сработанный

Еще рабами Рима.

Наречия “весомо”, “грубо”, “зримо” здесь словно усиливают друг друга, характеризуя стиль настоящего талантливого произведения. Известно, что критики частенько упрекали самого Владимира Маяковского в излишней грубости и эгоцентризме. Действительно, в данном произведении вынесенное в начало строки местоимение “я” звучит величественно и торжественно. Однако это поэтическое “я” несколько шире авторского. Под ним правильнее понимать не конкретного человека, а творческого художника вообще.

Что касается грубой лексики, то эти упреки представляются более справедливыми. И хотя бранные словечки, несомненно, привносят в произведение яркие, запоминающиеся краски, они одновременно и снижают эстетическое качество поэтического текста. В связи с этим данным прием трудно оправдать в художественном смысле.

В современной поэзии стало модным включение в текст стиха откровенной брани, но это качество как раз не способствует увеличению жизненной силы произведения, а лишь сужает круг поклонников того или иного автора.

Прием, призванный шокировать читателя, называется эпатажем. В. Маяковский любил и часто применял его. Возможно, поработав над поэмой чуть больше, автор и отказался от откровенно бранной лексики, но в существующем варианте она занимает хоть и небольшое, но ключевое по местоположению в произведении место своих идей и своего поэтического голоса: иными словами, накричаться вдоволь, чтобы быть, наконец, услышанным и признанным.

Стихотворения В. Маяковского создавались, чтобы защищать одно и ниспровергать другое. Его философское мировоззрение включало ряд утопических черт. Поэт верил в идею создания идеального будущего и оценивал прошлое и настоящее с позиций этого будущего.

При этом В. Маяковский соглашался с мыслью о том, что величие цели оправдывает средства.

В. Маяковский сравнивает поэзию с непримиримой борьбой, с грозным оружием. Ему помогает в этом ряд выразительных метафор, связанных с военными реалиями. Поэт считает, что злободневные в его историческую эпоху произведения переживут века и будут актуальны и для благодарных потомков, рассказывая им о мятежной эпохе начала ХХ века.

Ведь именно для тех, кто будет жить в новом справедливом обществе будущего, претерпевают все лишения и трудности борцы за победу социализма.

Не менее красноречивы и экспрессивны рассуждения В. Маяковского о личной славе:

Мне наплевать

На бронзы многопудье,

Мне наплевать на мраморную слизь.

Поэт презирает честолюбивые стремления создать себе имя в истории, увековеченное памятником из бронзы и мрамора, что еще в большей степени развенчивает несправедливые упреки в эгоизме, которые нередко допускала в его адрес критика. Эта тема развивается далее с максимально возможной конкретностью и прямотой:

Мне

И рубля

Не накопили строчки,

Краснодеревщики

Не слали мебель на дом.

И кроме свежевымытой сорочки,

Скажу по совести,

Мне ничего не надо.

В. Маяковский презирает мещанский уют, утверждает необходимость приоритета интеллектуальных жизненных ценностей над материальными благами и провозглашает поэзию величайшей созидательной силой на все времена.

В этом произведении ярко проявилось неотъемлемое свойство поэтического пространства лирики В. Маяковского – масштабность, ощущение глобального, космического размаха. Символично, что поэт обращает свое творчество не только к людям родной страны, но и к трудящимся всей планеты.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме Маяковского “Во весь голос”