Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах. Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к Его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:
“Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать Священных слов “отец” и “мать”.
Но
“Взгляните на мое чело Всмотритесь в очи, в бледный цвет; Лицо мое вам не могло Сказать, что мне 15 лет”.
В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: “Года уходят будто сны”. , “Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет” . Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: “Мечтанье злое грусть лелеет.
В душе неопытной моей…” , “Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы” , “И все мечты отвергнув, снова. Остался я один” . Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: “Живу как камень меж камней” . В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение “Пусть я кого-нибудь люблю” , где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством.
Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько “собственное любовное состояние”, и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства “жизненное наполнение”, поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души. Стихотворение “Смерть поэта” и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В “Узнике” описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:
“Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом” .
Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.
Романтическое избранничество поэта
У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, “близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу, с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом” – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.
Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. “Один среди людского шума”, с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: “ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти” . Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: “Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я” . Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник.
В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ “лишнего человека”, в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.
Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: “Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?” . Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.
В стихотворениях о природе, “пейзажно-философской” лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет, и мятежный парус или одинокий корабль: “Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах” . В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: “Зачем я не птица, не ворон степной…” . Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении “Еще волнуется желтеющая нива”, поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: “… мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь” .
Смерть как следствие разочарования в жизни
Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т. п.: “Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…” . В стихотворениях “Любовь мертвеца”, “Сон” – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: “И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка”, и ждал смерти: “Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый” . А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З. Фрейд скажет: “Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его”. А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении “Гляжу на будущность с боязнью”, 1838:
“И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия”.
Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца. То есть поэт разуверяется во всем земном.
Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: “И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь”. . Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.
Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.
Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:
“На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг, Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук – И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты! . В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему: “И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора”. .
Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.
Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:
“Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой”.
“Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его” – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого “вливали в душу хладный яд”, а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему “счастья никогда”, поэт называет демона своим: “Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает” и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:
“Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы…” .
Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.
Тема одиночества в лирике Лермонтова