Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина”: восприятие, истолкование, оценка

Тема родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова: от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов.

В. Г. Белинский подчеркивал национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова: это “поэт русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”.

Любовь

к родине – тема многих произведений М. Лермонтова: “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении “Родина”, созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели.

В этом произведении усиливается интерес к народной России. Необъяснимость лермонтовской “странной любви” к родине – “Не победит ее рассудок мой” – свидетельствует о новизне самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства родины , поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом мироощущении, которое открывается его лирическому герою.

Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”, написанном в том же году, трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением ее современного состояния, то в “Родине” Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней.

Восхищение родиной подтверждает поэт не только троекратным повтором слова “люблю”, но и картинами русской природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова.

Сначала автор рисует образ России с ее огромными просторами и величавыми картинами: “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”, затем постигает ее в трепетных подробностях.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Удивительно точный выбор слова: не белые, а “белеющие”, как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала “чета белеющих берез”. “Дымок спаленной жнивы” – это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть “в тайну довольства народного”, тянется душой к крестьянской России, с “отрадой, многим незнакомой”, наблюдает за жизнью простых людей.

“Родина” – одно из немногих реалистических стихотворений поэта, в котором он отмечает неповторимые детали среднерусского пейзажа. Здесь как бы продолжены слова и мысли А. С. Пушкина из главы “Путешествие Онегина”:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор.

“Враждующая” сила природы, поэтически воссозданная Лермонтовым в ранней лирике, дополняется стремлением проникнуть в тайну народного бытия, разгадать высший смысл простой, органической жизни. Поэт здесь стоит у истоков проблемы, волновавшей последующие поколения лириков.

В стихотворении “Родина”, по словам Н. А. Добролюбова, автор “становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”.

В этом лирическом произведении народ представлен целостно, собирательно и выступает как объект размышления. Суммарная формула “люблю отчизну я” как бы поглощает все единичные проявления этой любви. И даже в самой конкретности заключена известная обобщенность: “пляска с топаньем и свистом” при всей зримости образа – это все-таки и пляска вообще, знак народной России.

Идея стихотворения отразилась и в его композиции. В тексте можно выделить две структурные части, объединяющие “странную” любовь автора к отчизне.

Язык этого реалистического произведения сохраняет присущую ранним, романтическим стихотворениям Лермонтова выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования красочных эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но автор применяет здесь меньше метафор, особенно развернутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринужденности разговорной речи.

Отчизна для Лермонтова – в жизни народа, в его простом бытии, в его горестях и радостях.

Раскрывая в своем понимании родины те черты, которых уже коснулся А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”, Лермонтов подготавливал разработку этой темы у Н. А. Некрасова и разными ее гранями уже предвосхищал творчество А. Блока, поэзию XX века.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина”: восприятие, истолкование, оценка