Анализ стихотворения Лермонтова “Родина

“Родина” , по утверждению автора статьи в лермонтовской энциклопедии, является одним из самых замечательных произведений русской лирики XIX в. Написанное в последний год жизни, оно привлекло к себе внимание еще до публикации. Об этом стихотворении восторженно говорили В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов. Существует предположение, что поводом к созданию “Родины” послужило стихотворение Хомякова “Отчизна” – в одной из редакций стихотворение М. Ю. Лермонтова имело такое же название.

Можно сказать, что “Родина” – отнюдь не первое произведение поэта, посвященное теме Отечества, эта тема всегда была близка ему, так, например, первое напечатанное по воле автора и с его ведома стихотворение, “Бородино” , посвящено той же теме.

Главная мысль стихотворения уместилась в одной строчке: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Любовь к отечеству для русского художника не новость, однако необычным является определение этого чувства. Все стихотворение представляет собой объяснение того, что Лермонтов называет “странною любовью”.

Мотив “странной любви” разворачивается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих пластах. Необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к “славе, купленной кровью”, противостоит столь же “непобедимая рассудком” привязанность к иному “лику” родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Заявляя о своей любви к этому миру, поэт рисует его образ без романтических преувеличений. Перед читателем возникает живой поэтический образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь.

Критика не раз отмечала, что лермонтовские пейзажи отличались от пушкинских большей красочностью, употреблением цветовых эпитетов. Тем удивительнее сдержанность и экономия художественных средств в этом программном стихотворении поэта, где всего два цветовых определения: “желтая нива” и “белеющие березы”. “Родина” свидетельствовала о том, что на смену романтическому пейзажу ранней лирики приходит обобщенный реалистический пейзаж.

Столь же далек от романтических образов раннего Лермонтова характер изображения русской деревни. Для поэта родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого он как бы перебирает в памяти “с отрадой” и любовью:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
Срезными ставнями окно…

Антитезность решения темы в Стихотворении “Родина” подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части и полным отсутствием их во второй. Связь второй части с темой “странной любви” выражена через повторы глаголов, обозначающих это отношение: “…но я люблю… люблю скакать в телеге… люблю дымок спаленной жнивы… с отрадой… смотреть до полночи готов…”

Если учесть, что стихи такого рода для М. Ю. Лермонтова являются итоговыми, то “Родина” соотносится со многими стихами позднего периода, среди которых можно выделить “Первое января” , “Прощай, немытая Россия…” , “Выхожу один я на дорогу” . Лермонтовская “Родина” будет отзываться в поэзии последующих полутора веков, вплоть до лексических совпадений, почти открытого цитирования в поэзии Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Рубцова.

Анализ стихотворения Лермонтова “Родина
Server: 20.19MB | MySQL:25 | 0.458sec