Сочный, яркий, образный язык комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Ах! Злые языки страшнее пистолета А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” написана 180 лет назад, но по-прежнему свежа, образна, ярка благодаря авторскому языку. Нет, пожалуй, в русской и мировой литературе другого примера художественного произведения, которое “разлетелось” бы “крылатыми словами” и выражениями, обогатив народный язык, как это произошло с грибоедовской комедией. Пушкин гениально предвидел это: “О стихах я не говорю: половина – должна войти в пословицу”.

Мы, не задумываясь,

кто это сказал, повторяем повсеместно “крылатые фразы”, украшая ими свою речь, делая ее образнее и доходчивее. Чего будить? Сама часы заводишь, На весь квартал симфонию гремишь. Или: Счастливые часов не наблюдают. Комедия оказалась удивительно актуальна и злободневна в современную эпоху, так как все ее “типы” живы и поныне, они лишь обрели современный лоск, не так откровенны, “перекрасились”, а суть осталась та же: “Молчалины блаженствуют на свете!”, а разве нет у него двух очень важных талантов: “умеренность и аккуратность”.

Без угодников, к сожалению, не обходится никакое время, а Алексей Степанович к тому же очень подобострастен, он уверен: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Чацкий гениально понял и нам всем “объяснил причину популярности и успеха” Молчалина: А впрочем, он дойдет до степеней известных. Ведь нынче любят бессловесных.

Каждый персонаж комедии интересен и “жизненен”. Взять бы Репетилова, он неприкаянно мечется в поисках ком – Х яя, пустейший человек. Ему необходимо к кому-нибудь илепиться, наполниться” чужими мыслями, своих нет и когда не будет, но и в его уста вложены фразы, ставшие Крылатыми”: Па умный человек не может быть не плутом. К сожалению, подтверждение этому видим на каждом шагу. А следующую фразу можно взять девизом современности: Шумим, братец, шумим…

Как молодому в общем-то человеку, А. С. Грибоедову удалось так гениально отразить суть общественной жизни людей! Это великое произведение, в нем можно найти ответы на всевозможные вопросы. И в какой-то момент становится страшно: века проходят, а ничего не меняется, человеческая психология консервативна: А судьи кто? Все те же Фамусовы, скалозубы, молчаливы, а чацкие?

Их предостаточно. Они по привычке критикуют всех и вся, отвергая пошлость, скуку, бездеятельность и бездуховность. Но дальше критики дело не идет. И остается один выход: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету.

Где оскорбленному есть чувству уголок! Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” интересна современному читателю не столько сюжетом и интригой, сколько именно галереей типов и характеров, языком, который не перестает поражать своей красотой, яркостью, неувядающей силой и актуальным звучанием. Ну бал!

Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Сочный, яркий, образный язык комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”