Действие поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Михаила Юрьевича Лермонтова разворачивается в эпоху царствования царя Ивана Грозного. Эти смутные и страшные времена остались в истории и народной памяти как одна из самых кровавых страниц истории Руси. Правление Ивана Грозного стало символом беззакония и деспотизма.
Справедливость и закон в те времена заменяла воля жестокого царя. А для того, чтобы удержать свою власть и обеспечить порядок в государстве, Иван Грозный держал на службе
По отношению к представителям других слоем русского общества опричники действовали так же беззаконно, как и сам царь. Именно поэтому в те времена никто не мог чувствовать себя в безопасности и в любой момент мог лишиться не только своего состояния или дома, но и жизни.
Поэма М. Ю. Лермонтова создана в жанре народной песни. Она написана таким образом, как будто рассказ ведется от имени бродячих музыкантов-гусляров. Кульминационным моментом в поэме является неповторимая и яркая сцена кулачного боя купца Калашникова и опричника Кирибеевича.
Этой сцене в поэме предшествовал ряд других событий. Однажды во время трапезы Иван Грозный замечает, что его преданный слуга опричник Кирибеевич не пьет и не ест. Царь мгновенно выражает по этому поводу свой гнев:
“… стукнул палкою,
И дубовый пол на три четверти
Он железным пробил оконечником”.
В оправдание опричник рассказывает своему повелителю о причине своей печали – неразделенной любви к писаной красавице Алене Дмитриевне. При этом он трусит и не говорит царю, что эта красавица замужем за купцом Калашниковым. А после этого, рассчитывая на покровительство Ивана Грозного, он позорит чужую жену, приставая к ней на улице.
В те времена это считалось жестоким оскорблением достоинства и чести не только женщины, но и ее мужа, если таковой имелся.
Именно мужу Алена Дмитриевна и пожаловалась. Возмущенный купец Калашников выступил на защиту чести своей жены, своей собственной чести и защиту своей семьи. При очередном посещении Иваном Грозным Москвы были устроены кулачные бои, в которых опричник Кирибеевич считался непревзойденным мастером.
Как всегда, он вышел в круг и стал похваляться своей непобедимостью, предлагая окружающим померяться с ним силой.
И тогда на его вызов откликнулся купец Калашников, который не забыл нанесенного опричником оскорбления. А на издевательский вопрос Кирибеевича о том, по кому петь панихиду, бесстрашно и гордо ответил:
“А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного… “.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи…
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой,
На последний бой!
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло… “.
В жестоком бою купца и опричника восторжествовала справедливость. Обидчик жены замертво упал от мощного удара Калашников в висок своего соперника.
Я уверен, что в образе купца Калашникова М. Ю. Лермонтов воплотил всю смелость и отвагу русского народа, все его чаяния и всю его ненависть к Ивану Грозному и его слугам. Именно поэтому сцена боя купца Калашникова и опричника Кирибеевича играет в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” играет ключевую роль.
Сочинение на тему: “Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова “Про царя Ивана Васильевича”