“Слово о полку Игореве” – пронизывающее века… … Весна 1185 г. Теплый ветерок подсушил избитую дорогу, и по ней во главе с князьями, скакали всадники, шли воины-пешие, поскрипывали повозки, нагруженные оружием и провиантом; над дружиной развевались боевые стяги. Князь Новгородско-Северских земель Игорь Святославич со своей небольшой дружиной вышел в степи… На девятый день в верховьях Донца они вынуждены остановиться, солнце исчезло, настала темень беспросветная.
Тревожно забилось сердце… Бояре советовали Игорю отложить
На рассвете следующего дня половцы окружили войско русское. Тьма стрел половецких сеяли смерть, люди и кони слабели от жажды, ранен Игорь. Ожесточенная битва.
Не выдержав нашествия половецких орд, войско стало поворачивать. Игорь попытался их вернуть и попал в плен. Далее побег. В Путивле мужа оплакивает Ярославна.
Игорь появляется в стольном Киеве. Таков сюжет “Слова о полку Игореве”. Малозначительный в истории поход князя Игоря стал огромным событием в литературе.
Есть более ста переводов “Слова… “. Десятки поколений прочли его. И если даже есть тот, кто не прочитал, он все равно его знает!
Последний список “Слова… “, как известно, был найден графом Мусиным-ПушкинЫм и сгорел в пожаре 1812 г. Осталась копия, сделанная для Екатерины ІІ, и грустная поговорка: “Рукописи не горят… ” “Слово о полку Игореве” – гордость древнерусской поэтической литературы, одна из выдающихся памяток мировой культуры, гениальное творение неизвестного автора. Оно волнует и удивляет сегодня. Почему же множество книг с привлекательным сюжетом не так интересны как “Слово… “? В чем его притягательность?
В чем сила? Перед нами открывается живой поток экспрессивных образов, непревзойденных сравнений, точных метафор. Ритм произведения все время меняется. Он то плачущий, то рокочущий, грозный, стремительный, бегущий, летящий, пространственный…
Перед нами образец поэзии с ее удивительным свойством – видеть целое, как бы издали, с высоты птичьего полета и вместе с тем видеть все мельчайшие детали… Одновременно и удаленный, и приближенный мир, что посильно только великой поэзии. Буквы “Слова” перекликаются, создавая удивительные смысловые оттенки.
Нет рифмы, а строка как стрела летит… В каждой строке “Слова… ” загадочность и свежесть поэзии, пронизывающей века. В мировоззрении автора категории “человек” и “природа” неотделимы, причем природа одухотворена и наделена чертами живого. Есть в “Слове… ” и языческие Даждьбог, Троян, Велес.
Но человек, все же, властелин своей судьбы, как и судьбы своего государства. Беды Руси – в раздорах и междоусобицах, а спасение от них – в единении князей перед лицом внешних опасностей. Велика роль пейзажных картин: природа предупреждает об опасности ; предвещает недоброе, разделяет людскую скорбь, помогает человеку. Смещение временных отрезков – еще одна особенность “Слова о полку Игореве”.
Описывая события конца XII века, автор возвращается в прошлое Руси, охватывая 200 лет истории земли Русской. Событие 1185 г. осмысливается им как последнее предупреждение для князей, руководствующимся в политике собственными, а не государственными интересами. Автора более всего интересует эмоциональная атмосфера событий, дух времени, его глобальные проблемы. Его цель детально показать не “карту” боя, а неравенство сил.
Нет в “Слове о полку Игореве” и скрупулезного датирования событий. “Золотое слово Святослава” – кульминация произведения. Провозглашается идея мира и согласия, звучит призыв к единению Руси. Фигура Ярославны не менее важна в образной ленте произведения. Воплощение печали всей земли Русской о пленных и погибших.
Ярославна плачет в Путивле, а ее голос слышен на Дунае – за сотни километров. Какое пространство! Далеко на равнине русских времен виден век двенадцатый. Вся Русская земля XII века! А всего-то 10 страниц.
Все “Слово о полку Игореве”. Большая книга – с предисловием, переводами – дословными и поэтическими, с рисунками, комментариями. А само “Слово… ” – всего 10 страниц, написанных огнем по небу.
Сочинение на тему: “О полку Игореве”