СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”

СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”

Автору “Слова о полку Игореве” присуще народно-поэтическое восприятие мира, и наиболее ярко это проявляется в изображении природы. Природа является самостоятельным героем произведения, но в то же время изображение природных явлений подчеркивает и усиливает авторскую характеристику персонажей и событий. Характер изображения природы родствен изображению природы в устном народном творчестве: явления природы динамичны, пейзаж постоянно меняется.

В “Слове о полку Игореве”

используется прием олицетворения природы, что характерно и для устного народного творчества. Знающего читателя удивляет упоминание в произведении языческих богов, обрядов. Как известно, Русь была крещена князем Владимиром в 988 году, “Слово о полку Игореве” написано между 1185-м и 1187 годами. За двести лет христианство прочно укрепило свои позиции в общественном сознании русичей. Можно предположить, что и автор поэмы – христианин, но он обращается к языческой мифологии, которая предоставила ему широкий спектр художественных образов. Он одушевляет природу поэтически, а не религиозно. В этом плане интересными являются авторские характеристики князей, которые генетически связаны с природой. Так, брата Игоря, Всеволода Святославича, автор называет “буй-туром” или “яр-туром” (“буй”, “яр” – храбрый, отважный смелый; “тур” – дикий бык – символ силы и мужества).

Изображение природы в произведении служит уникальным источником информации о фауне и флоре Киевской Руси.

Перед выступлением князя Игоря в поход родная природа словно предупреждает его о грозящей опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди, свист зверин въста: збися Див, кричет връху древа. Влъци грозу въсрожат по яругах; орли клектом на кости звери зовут, лисицы брешут на чръленыя щиты”. Как отмечают исследователи “Слова о полку Игореве”, это место – одно из сложнейших для толкования. Неясно, какие звери свистят. Одни ученые считают, что о несчастье князя Игоря предупреждали суслики и сурки. Под словом “дивъ” ученые понимают либо вещую птицу, либо мифическое существо, похожее на лесовика. Другие ученые склоняются к мысли, что див – это половец-разведчик, который диким свистом оповещал своих о приближении русского войска. Отметим, что в передаче некоторых образов “Слова о полку Игореве” стирается грань между миром человека и природы, и они выступают как образы мифические. Среди таких образов можно назвать птицу Див, а также языческих богов: Хороса, Велеса, Даждьбога.

Символически зловещей картиной природы открывается описание второй битвы: “Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучя с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Выти грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великаго!” Все это предложение представляет собой нагромождение явлений, предвещающих несчастье. Кровавые звезды предвещают несчастья, черные тучи – образ могучей вражеской силы, синие молнии, гром, дождь из стрел – символы боя. Ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Это подчеркивает трагичность происходящего, является отражением реальной обстановки – во время боя ветер действительно благоприятствовал половцам. Вся природа включается в кровавую схватку русичей с врагами: гудит земля, текут мутные реки, поля покрывает пыль. К окончанию битвы вся земля усеяна костьми павших воинов и полита кровью. Такую жертву принесли воины благословенной земле: вместо того чтобы мирно растить хлеб и преумножать добро на благо отечества, они вернулись в лоно матери-земли.

После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось”. В “Слове о полку Игореве” травы и деревья дважды никнут от жалости и горя, наклоняясь в печали до самой земли: когда автор описывает поражение русичей в битве с половцами и когда упоминается гибель молодого князя Ростислава Всеволодовича, которого замкнула в своих водах на дне около темного берега речка Стугна: “Уныша цветы жалобою, и древо стугою къ земли преклонило, а не сорокы втрокоташа”.

Природа не только предупреждает о несчастьях, но и помогает в случае, когда человек несет несправедливое наказание, когда его помыслы и чувства находятся в гармонии с основными законами мироустройства. Таким образом, природа принимает активное участие в судьбе Игоря, в судьбе Русской земли. Во время бегства русичей из плена птицы умолкают, чтобы не указать преследователям, где прячутся беглецы, дятлы указывают им дорогу, а “соловьи веселыми песнями свет поведают”.

Интересно, что названия птиц в “Слове о полку Игореве” встречаются 54 раза, названия рек – 23. При этом реки воспринимаются автором как живые существа. Вспомним, например, обращение реки Донца к Игорю Святославичу: “Князь Игорь! Не мало тебе величия, а Кончаку – досады, а Русской земле – веселия!”

Олицетворяя природу, автор добивается яркого и поэтического выражения своей политической идеи: самовольно выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле, и природа отвернулась от него, стала на сторону врагов; когда же Игорь, осознав вину перед родиной, бежал из плена, чтобы принести повинную голову Святославу в Киев, силы природы радостно приветствовали князя и активно ему помогали.

К природе обращается за помощью жена Игоря Ярославна. Славяне-язычники верили в то, что природа, все существующие в ней предметы и явления живут своей жизнью, имеют душу. Отсюда и представление о том, что все предметы и явления, а также растения и животные имеют такие же способности, что и люди: “солнышко играет”, “задумался месяц”, “ой в поле могила с ветром заговорила”, “что ты нам, весна, принесла?” Обряды, которым приписывалась чудодейственная сила, способность влиять на людей и силы природы с помощью песен, ритуальных действий, называются магическими. Плача в Путивле-граде, обращаясь ко всей природе, Ярославна выполняла своеобразный магический обряд. В итоге – любовь русской женщины торжествует: она заставляет силы природы служить Игорю, ее милому “ладе”.

Мы почти ничего не знаем об авторе “Слова о полку Игореве”, но можно с уверенностью говорить о том, что он был всесторонне развитой, талантливой личностью, человеком, который очень хорошо знал устное народное творчество, историю, географию, политику, военное дело. Он был не только гениальным творцом, но и горячим поборником объединения русских земель. И то, что в “Слове о полку Игореве” действующими лицами являются и звери, и птицы, и растения, можно объяснить его глубокими патриотическими чувствами: автор настолько остро воспринимает беды и радости своих героев, что у него возникает ощущение, будто все вокруг также по-своему выражает свое сочувствие.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”