Борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства – одна из основных тем творчества Маяковского. Сатирические произведения Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. В ранней поэзии Маяковского сатира продиктована, прежде всего, пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.
Возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я” – бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых. Это было характерно для футуризма – поэзии направления,
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, – на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Отметим, что уже в ранней поэзии Маяковский использует весь арсенал традиционных средств сатиры, столь богатый в русской литературе. Так он применяет иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как “гимны”: “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику”, “Гимн обеду”. Как известно, гимн – это торжественная песнь.
Гимны же Маяковского – это злая сатира. Его герои – это унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и запрещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым.
Казалось бы, что можно высмеять в “Гимне обеду”? Герои стихотворения – те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. Автор использует прием, который в литературоведении носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В “Гимне обеду” вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
Если продолжить гастрономическую тему, то своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще чувствуется и ранний романтический поэт, и виден Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения – поэт и новая власть – складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно – бунтарь и футурист, Маяковский искренне поверил в революцию.
В автобиографии он писал: “Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция”. В послереволюционное время сатирическая направленность поэзии Маяковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции.
Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она дала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это были стихи, которые составляли “Окна РОСТА” – агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник.
Ко многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок – лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним.
“Я – ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…” – писал о себе Маяковский. В “Окнах РОСТА” Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, “Во Францию два гренадера” или известной по шаляпинскому исполнению “Блохи”.
Персонажи их – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Большую известность приобрели сатирические стихотворения “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Последнее создает гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя, зная сегодня о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость кажется нам довольно безобидной.
В стихотворении “О дряни” к Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос.
Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.
Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиции здравого смысла. Одно из таких стихотворений – “Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе”. Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека.
Бабе, которой “грязью обдало рыло” на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова “Собачье сердце”.
Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев. В стихотворении “Ужасающая фамильярность” появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные “Гребенки Мейерхольд” или “Собака имени Полкан”. В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение “Строго воспрещается”.
В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, даже самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. И все это перечеркивает строгий канцеляризм.
Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета он делается приниженным, уже не смеется, а “подхихикивает, ища покровительства”. Лирический герой этого произведения – не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В. Маяковского современно звучат и сегодня.
Сатирические произведения Владимира Маяковского: основные темы, идеи и образы