Если смеяться, так уж лучше смеяться
Сильно и над тем, что действительно
Достойно осмеяния всеобщего.
Н. Гоголь
Комедия “Ревизор”, написанная Н. В. Гоголем, несомненно, принадлежит не только к классике мировой драматургии, но и к произведениям, которые с первого мгновения захватывают читателя и не отпускают его внимания до последней страницы. Сюжет комедии был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным, высоко ценившим литературный талант молодого писателя с его “способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять
Комедия, созданная Гоголем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ее цель – не только развлечь читателя остроумной шуткой, которую судьба сыграла с чиновниками города N. но и заставить читателя задуматься о себе, о своем окружении.
В бессмертном произведении Гоголя, на самом деле, очень мало придуманного. На примере маленького уездного городка в комедии Гоголю удалось показать то, что было характерно для всей огромной России того времени: чиноугодничество, взяточничество, карьеризм, казнокрадство, произвол чиновников. Таким образом, ситуация, описанная в комедии, могла возникнуть практически в любом городе.
Целую галерею русских типов вывел на сцену Гоголь в своей комедии. Бесконечно забавным кажется иногда поведение чиновников, чьи образы Гоголь создавал с изрядной долей иронии. Невозможно забыть изворотливого карьериста городничего, никогда не пропускающего своей выгоды и привыкшего хватать все, что плывет ему в руки. С большим юмором описан “вольнодумец” – судья Ляпкин-Тяпкин, уверенный в своей непогрешимости из-за того, что берет взятки борзыми щенками.
Горькую улыбку вызывает образ попечителя богоугодных заведений Земляники, в больнице которого люди не только недоедают и ходят грязные, но и “мрут, как мухи” из-за недостатка лекарств.
А вот на сцене сам Хлестаков! Лентяй и бездельник, безудержный хвастун и врунишка – ну как к такому относиться серьезно! Однако же чиновники города принимают его как “государственного служащего”.
Чем не ревизор: смотрит свысока, говорит красиво, взятки берет, рассказывает небывалое. Знаменитый и уважаемый человек этот Хлестаков!
Таким образом, мы ясно видим, что комедия “Ревизор” – это не выдумка, не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Тех же, кого эта комедия возмутила больше всех, хочется направить в самое начало, к эпиграфу, который является достойным ответом Гоголя своим критиком: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
Если внимательно приглядеться, можно заметить, что в комедии нет положительного героя. Оценивают и обдумывают действия и поступки действующих лиц сами зрители и читатели. Ограниченность, глупость, приспособленчество чиновников города вызывают смех, и этот смех – единственное “честное лицо” в комедии, ведь он связывает действие на сцене с живым откликом зрителей.
“Чему смеетесь? над собой смеетесь!..” – говорит городничий залу по воле автора.
Гоголь достиг своей цели “собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”. Но писатель смеется не один – он смеется с нами, и в этом сила комедии.
После прочтения “Ревизора”, я никогда уже не забуду смысл слов великого Гоголя: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила…”
Роль смеха в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”