Сергей Есенин – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Он как бы создан специально для поэзии.
Размашистые, удивительно русские стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Запас детских впечатлений был у Есенина велик. С детства перед его взором открывались чудесные
По левую сторону Оки раскинулся могучий лес, по правую – бесконечная степь, Русь “без конца и без края”, о которой слагались песни и сказки.
Уже первые задорные и звучные стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою – колотушку сонного сторожа, видит, как где-то в капустных грядках совсем еще беспомощный “клененочек маленький матке зеленое вымя сосет”.
Есенинская зима “поет и аукает над чащобой мохнатого леса”, “метелица ковром шелковым стелется”, и “голодным воробушкам под вихри снежные снится весна”.
В его первых стихотворениях уже слышится самостоятельный голос будущего большого поэта, горячо любящего и остро чувствующего родную природу во многих, часто еле уловимых, оттенках. Нам открывается прекрасный мир цветов, звуков, запахов. Сравнения и метафоры помогают Есенину раскрыть его в своем естественном многообразии. Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков, освобождаясь от связывающего пояска: “Распоясала зарница в темных струях поясок”.
А лунный луч поэт уподобляет серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчетливо горят снежинки в золотом огне луны, “заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром”, роса превращается в синие охлопья на зеленых кустах лугов. Увядание природы, время, когда, как писал другой великий поэт, полыхают “в багрец и золото одетые леса”, Есенин уподобляет пожару, осень – поджигателю, отсюда образ: “Горек запах черной гари, осень рощи подожгла”. Казалось бы, противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить голые деревья, “сожженные пожаром осени”.
У Есенина и цвет, и звук удивительно соединяются в одном образе: “звонкий мрамор белых лестниц”, “хвойной позолотой взвенивает лес”, “синий лязг подков”, “стозвонные зеленя”. Из реальной сельской жизни черпает поэт замечательные образы: “словно космища кудесниц, звезды в яблонях висят”, “по лощинам черных пашен пряжа выснежного льна”, “на равнине льется березовое молоко”, “облака вяжут кружева”, “рассвет рукой прохлады росой сшибает яблоки зари”.
Удивительно умение поэта находить все новые и новые неповторимые оттенки: если белый цвет черемухи Есенин сравнил однажды со снегом: “сыплет черемуха снегом”, то дальше возникает другой образ: “как метель, черемуха машет рукавом”. Иногда образы прямо противоположны. В первом случае снег черемухи подчеркивает свежесть зелени и росы, красоту “шелковых трав”, “смолистый запах сосны”, “буйную прелесть весны” и вызванные ею радости поэта.
Во втором – взята не прелесть буйного опьяняющего цветения черемухи, а ее белый цвет, который уподоблен холодности метельного цвета снега, призванного подчеркнуть неуютность, неустроенность края забытого и заброшенного, вызывающего у поэта чувство досады, горечи, сожаления. Поэтому и цвет черемухи превращается в холодную и неприятную метель, под снежные вихри которой в окна заброшенных избенок стучится смерть.
Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки превращаются то в “шелковистые косы”, то в “зеленые сережки”, а цвет ее ствола – то в “березовое молоко”, льющееся по равнинам родной земли, то в “березовый ситец”. При дуновении летнего ветра ветви березок колышутся и, “как сережки”, звенят.
Отсюда образ: “В роще по березкам белый перезвон”. Поэт очень удачно подмечает сходство стройной березки с девушкой, а украшающие ее сережки и косы – с ветвями дерева. Вот почему звон сережек березки напоминает ему девичий смех, а девичий смех звенит, как ветви березки: “Мне навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех”.
Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек и озер, наполненных многоголосыми звуками, окрашенными в переменчивые цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в посто янном движении и изменении: то ослепительно белый, с воем и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, подчас закованный в лед и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный, а то алый, бесконечно глубокий, в лучах зорь и зарниц. Синь становится то мраком , то васильками “в сердце светится”, то, олицетворяя просторы Руси, “сосет глаза” и превращается в голубую Русь. Цвет ассоциируется с Родиной, которая, в свою очередь, видится поэту то синей, то голубой, то малиновой, то белой .
Лирический талант Есенина виден даже в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений. Радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает немногословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Нескольких строк ему достаточно для создания законченной и яркой картины. Например:
По лугу со скрипом Тянется обоз –
Суховатой липой Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое – запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Созданную поэтом картину движущегося обоза можно видеть, слышать, обонять.
Творчество Есенина – очень противоречиво и неоднородно, порою беспросветно грустное и безысходное, порою жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества: до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств.
Родная природа в лирике Есенина